нюнить систему Тредиаковского
не встретила в соответствующих кругах одобрения и поэтому была оставлена.
Такую же попытку применить новый размер сделал другой
представитель приспособлявшейся к условиям дворянского государства
церкви, подвизавшийся
в качестве поэта киевский иеромонах Михаил КозачинскнЙ, В истории русской
литературы М. КозачинскнЙ, префект семинарии, известен как автор Панегирика
в честь посещения Елизаветой Петровной Киево-печер-ской лавры в 1744 г.
85 Не
представляя интереса со стороны художественной или
идеологической, М. Козачирский
обыкновенно рассматривался исследователями Н. П. Петров
86, Л. И. Тимофеев sl как автор, приноравливавший
традиционные южнорусские леонинский и обычный три на дцатис ложный силлабические
стихи к тоническим размерам. Исходили при это исследователи только из
материалов, заключавшихся в упомянутом выше Панегирике, именно трех Рифмах и
Журнале или описании лет Петра Великого. Между тем, Коза чинен Ому
принадлежало еще одно сочинение, Философия Аристотелева по умствованию
перипатетиков, изданное, по указанию м. Евгения, в Киеве в 1744 г.
, 88
а по Сопикову в 1742 г. 89 На самом деле, это произведение
Казачинского
не столько философское, сколько опять-таки панегирическое, что видно из
подзаголовка
его о шляхетной енеалогии благородных
Гесиод Розумовских, было издано, как сказано на последнем листе, во Львове в
1745 г. Повидамому, это
издание имел в виду Тредиаковский, когда писал в 1755 г. в Ежемесячных
сочинениях о леонинских
стихах, каковы, и в нынешнее недавнее время, сподобились мы читать
печатанный нашим языком не у нас в России, не без смеха впрочем внутреннего
составу сему. 90
Философия Аристотелева содержит,
кроме прозаических частей, также и стихи. Некоторые из них традиционных
размеров леонинские,
тринадпатисложнрк и пр. Но есть здесь и ряд то более, то менее удачных
попыток применить героический
российский эксаметр. Нужно, однако, отметить, что М. Козачинский, в
отступление от требований Нового
и краткого способа к сложению российских
стихов Тредиаковского, позволял себе, как и цитированная выше киевская
рукопись, перед цезурой применять не усеченный хорем, а дактиль; Этот прием
применял нос очень часто.