тем Сочетанием несказанно
любуется, всем прочим оставляя каждому из них, свое
чувствие. 124
Таким образом, в целом ряде
пунктов Тредиаковский-теоретик был побежден литературной практикой своей эпохи,
yho показывает, что пресловутый
педантизм и упрямство Тредиаковского преувеличены, что, наоборот, он очень
живо откликался на различные новые явления в области русской поэзии. Не
однократно возвращаясь к изложению своей системы русского
стихосложения, подвергая
ее различным поправкам, дополнениям и уточнениям, иногда совсем видоизменяя
ее, Тредиакои скуй все же не скрывал ни от себя, ни от читателей, что которая
система простея, та и лучше; довольно трудности поясняет он при стихах и от
рыскания мыслей Аргенида. 125 К этой идее он часто
возвращается. Стих
дело не великое, пишет он там а пиит в человечестве есть нечто меткое 125
Для него прямое понятие о Поэзии есть не то, чтоб Стихи составлять, но
чтоб творить, вымышлять и подражать Мнение о начале поэзии и стихов
вообще, Иное
есть Поэзия, , а иное со всем Стихосложение там же. 121 Считая, что
поэзия есть внутреннее, а стих токмо наружное, Тредиаковский, вместе с
тем, подчеркивает,
что стих есть человеческое изобретение в различие обыкновенному пх слову там
же. 128
В соответствии со своим
склонным к историзму мышлением, Тредиаковский
пытается, опираясь, впрочем, на
работы западных авторов, объяснить как происхождение поэзии, так н. зарождение
стихов. Начало первой он, ссылаясь на авторитет античных философов и поэтов а
также и учителей церкви, выводит с небес. 129 Зато происхождение
стиха он связывает с земными источниками и, что весьма характерно, с
социальными
причинами. Нестроения первобытного жития, -указывает Треднаковский, вынуждали
разумнейших совокуплять
враждовавшие друг с другом фамилии в едино Общество. При меняя при этом слово,
и слово еще такое, которое было б совокупно и сильно, и
сладостно, организаторы
общества, политики натолкнулись на различение в речениях долгих и кратких
слогов, меряющихся Временем, при их Ударении возвышением звона; а через то
на некоторый не мерный род Стихов. 130 В Рассуждении о комедии
вообще 1751 Тредиаковский рисует эволюцию античной комедии опять-таки, в связи
с политическими обстоятельствами. С очевидной симпатией