характеризует он, впрочем, опираясь
на исследование иезуита Брюмуа о греческом театре, так называемую старую
комедию. В области, где народ был властелином, и обличал все, что имело вид
Честолюбия, Огненности, и Плутовства, Комедия заделала себя
Провозвеспицею, Исиравительпицею,
и такою Советницею, которая способно могла прскланять Народ. Небело никому
пощады в городе толь вольном, или лучше своевольном, каков был
Афины. Полководцы,
Градоначальники, Правление, Самые их
боги, все было предано Сатирической желчи Пиитов; да и все сие было заблаго
приемлемо, только 6 Комедия была забавна, и приправлена Аттическою солею.
131
Переходя к изображению средней
комедии, Тредиаковский объясняет ее характер новой политической
обстановкой, новыми
социальными условиями. Демократия уничтожена, народ ее не имел больше участия
в
Правлении; не мог уже он давать свои к мнений о государственных дедах, и не
смел оглашать ни
сам собою, ни услугою Пиитов дела своих Господ. Итак, заделалось запрещение,
чтоб никого не называть на Театре прямым именем-Но хитрость Пиитическая нашла
способ прехищрять силу устава. 132
Точа так же излагается Тредиаковским
судьба новой аттической комедии. Иными словами, он ставит развитие
литературных
жанров и литературы в целом в зависимость от политического момента. Взгляд его
на эволюцию поэзии в общем безотрадный. Не имея возможности прямо высказать
свою мысль, Тредиаковский изъясняется окольным путем. В статье Письмо к
приятелю о нынешней гражданству
пользы от поэзии, Тредиаковский противополагает древнюю пользу от поэзии
пользе нынешней. Сия многодельная должность Стихов в Древности, и получаемая
тогда от них несказанная польза, была и в наши времена равныя важности
толикогож
почтения; еяселиб не отняты у Поэзии были все оная толь высокие
преимущества. 133
Не поясняя, кем отняты толь высокие преимущества Поэзии, Тредиаковский, как
бы полагая, что читатель, знакомый с его методом леторико-политической
интерпретации развития литературы, сам найдет ответ, не данный им, приходит
к констатированию печального
факта: Прежде Стихи были нужное и полезное дело; а ныне утешная н. веселая
забава;
да к тому ж плод богатого мечтания к заслуженпю не того вещественного
награждения, которое есть нужно к пре-
Ломояосов.
1
4