провождению жизни, но такова
воз Дания, кое часто есть пустая, н. скоро забываемая похвала и слава.
13i Маскируя этот безотрадный вывод
ссылкой на то, что эпические произведения о подвигах монархов представляют
известное оправдание поэзии в новое время, Тредиаковский, впрочем, тут же
прибавляет, что чаятельно, и сие толь важное дело возьмет на себя История
т. е.
, проза. 135 В конце концов он доносит прямо, как обстоятельства
времен советуют, что нет поистине ни самая большая в ник стихах нужды, ни от
них всемерно знатвыя лтользы . 36 Ц. тут Тредиаковский неожиданно
прибавляет; Однако и
притом утверждаю, что они надобны, и надобны по сколько между науками
украшающими разум и слово, по скольку между отгоняющими всякую воздушную обиду,
или правее между защищающими от оная поселянскими
хижиназш, покойные, красные,
и великолепные знаменитых и пресловутых городов палаты; или уже, нотолику
между Учениями словесными надобны Стихи, соколику Фрукты и Конфеты на богатый
стол по твердых купаниях 1, 7 Эту мысль, почти в тех же выражениях,
повторяет он в предуведомлении к Аргеииде; хваля прозу Барклая, Тредиаковский
пишет: Читатели больше в нем сладости имеют от прозы, так что многие из них
небольшие его стишки, хотя они как брутто вместо коннектов
представлены, пропускают.
138
Таким образом, традиционное
мнение о том, как невысоко ощенил поэзию Тредиаковский, следует решительно
отвергнуть: видя подчиненное н униженное положение поэзии, придатка придворного
Этикета в дворянском самодержавном
государстве, Тредиаковский естественно давал ей прямую цену. Но, вместе с те,
он утверждал, что Стих дело не великое, а Пиит в человечестве есть нечто
меткое.
139
Для Тредиаковского совершенно
очевидно, что у каждого л не а теля свой индивидуальный стиль: Каждый автор
свой
собственный характер сочинения имеет, который токмо в сем долженствует быть
согласен, чтоб был по природе того языка, которым кто пишет Арсенида.
140
Задаваясь вопросом о критерии
художественности, Тредиаковский переносит рассмотрение проблемы в плоскость
суждений о красоте стиля: Прежде надобно определить, в чем состоит природная
красота стиля. А по моему, отвечает он, после многих мудрых мужей, прямая
там красота, где точно