berkov-polemika

 

БЕРКОВ П.Н. ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕРКОВ П.Н.
ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765
стр. 55


все части между собою пропорциональны, и где они прилично осдипены и расположены; так что всяк, видя ту вещь, не может не сказать, что она хороша. 141

Такое суждение о красоте стиля находится у Тредиаковского в полном соответствии с его пониманием сущности поэзии, которую он расчленяет на творение, вымышленное и подражание. Творение есть, поясняет он, расположение вещей после оных избрания; 143 т. е. исходным пунктом для него является внешний, реальный мир, из него берутся вещи, и творчество заключается именно в организации расположении взятого из природы материала. Выыышление по Тредиаков-кому это есть изобретение возможностей, то есть не такое представление деяний, каковы они сами в себе, но как они быть могут, или долженствуют, из Иначе говоря, вммытление лрохивополагается протокольному воспроизведению действительности не такое представление деяний, каковы они сами в обе. Наконец, подражание, есть следование во всем естеству описанием вещей и дел по вероятности и подобию правде. 144 Опять-таки, беря материал из мира вещественного, но воспроизводя его не в том виде, в каком он дан в природе или обществе, поэт все же должен располагать его так, как если бы этот факт происходил на самом деле, по вероятности н. подобию правде.

Отводя возможные упреки поэту, что он лжец, поскольку творит, вымышляет и подражает, Тредиаковский утверждает: Творить по Пиитически, есть подражать подобием вещей возможных истинных образу, 145 т. е. создавать вероподобные ситуации и факты в соответствии с ситуациями и фактами подлинными. Таким образом, Тредиаковский признает существование внешнего, реального мира, законами которого руководствуется поэт в своем творчестве. Признавая внешний мир, то есть становясь на точку зрения, ведущую к материалистической философии, Тредиаковский делает еще один шаг в том же направлении. Разбирая оду Сумарокова 1743, Тредиаковский Ио поводу стиха:

Как ветер пыль в ничто приводит

писал следующее: Здесь соврано против общая Философический правды. Кто Господина Автора научил, что ветер пыль в ничто преводит Сим бы способом, по седыми тысяч лет от

i

4

 

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика