сотворения света по нашему
счислению, давно уже вся земля в ничто была превращена. Ветер пыль только с
одного места на другое прев од ант, а не в ничто обращает: от количества
сотворенный материи, по мнению знатнейших Философов, заключает Тредиаковский,
ничего не пропадает; но токмо сна Инде прибавляется, а ннде потому
убавляется. Письмо, в котором содержатся рассуждение о стихотворении, по
ныне на свет изданном от автора двух од, двух трагедий и двух: эпистол 1750.
115
Такие рассуждения не были у
Тредиаковского случайными обмолвками. Едва ли безосновательно писал о нем
Ломоносов-В
эпиграмме Зубвинкому;
Безбожник
и ханжа. . . 141
Не случаен, невидимому, и
приводимый П. П. Пекарским эпизод из первых лет жизни Тредиаковского по
возвращении из-за границы. Во время посещения им архимандрита
Заиконоспасского
монастыря в 1731 г. зашел
разговор о курсах, прослушанных. Тредиаковский в Париже. И Треднаковсвий-де
сказывал, что слушал он филозофню. И по разговорам о объявленной фило-Зофин
во окончании пришло так, яко бы бога нет. И слыша-де о такой отейской
т. е. атеистической
филозофпи. . . монахи пришли к заключению. . . , что и оный Тредиаковский, по
слушанию той филозофпи, может быть во оном не без повреждения. .
148
И этот самый Тредиаковский может
быть во оном отейства не без повреждения, печатне выражавший ведущие к
материализму
взгляды, отзывавшийся о духовенстве как о сволочи, видевший в развитии
литературных фактов историко-полити-ческую, материальную основу, оказывался,
в то же время, автором доносов в синод, упревая своих противников в безбожии
и т. д. Противоречивый неустойчивый, одновременно безбожник и ханжа, по
слову Ломоносова, Тредиаковский и в своей литературной системе сохранял такую
же двойственность. Поэзия, как он утверждал, происходит с неба, стих
продукт земных отношений. Эта дуалистическая точка зрения
характерна для Тредиаковского во всем, даже в таком вопросе, , как природа
стоп. Он неоднократно и настойчиво утверждал, что с никоторая из Стоп сама
собою не имеет как благородства, так и нежности; но что все сие зависит от
изображений, ко