berkov-polemika

 

БЕРКОВ П.Н. ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕРКОВ П.Н.
ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765
стр. 56


сотворения света по нашему счислению, давно уже вся земля в ничто была превращена. Ветер пыль только с одного места на другое прев од ант, а не в ничто обращает: от количества сотворенный материи, по мнению знатнейших Философов, заключает Тредиаковский, ничего не пропадает; но токмо сна Инде прибавляется, а ннде потому убавляется. Письмо, в котором содержатся рассуждение о стихотворении, по ныне на свет изданном от автора двух од, двух трагедий и двух: эпистол 1750. 115

Такие рассуждения не были у Тредиаковского случайными обмолвками. Едва ли безосновательно писал о нем Ломоносов-В эпиграмме Зубвинкому;

Безбожник и ханжа. . . 141

Не случаен, невидимому, и приводимый П. П. Пекарским эпизод из первых лет жизни Тредиаковского по возвращении из-за границы. Во время посещения им архимандрита Заиконоспасского монастыря в 1731 г. зашел разговор о курсах, прослушанных. Тредиаковский в Париже. И Треднаковсвий-де сказывал, что слушал он филозофню. И по разговорам о объявленной фило-Зофин во окончании пришло так, яко бы бога нет. И слыша-де о такой отейской т. е. атеистической филозофпи. . . монахи пришли к заключению. . . , что и оный Тредиаковский, по слушанию той филозофпи, может быть во оном не без повреждения. . 148

И этот самый Тредиаковский может быть во оном отейства не без повреждения, печатне выражавший ведущие к материализму взгляды, отзывавшийся о духовенстве как о сволочи, видевший в развитии литературных фактов историко-полити-ческую, материальную основу, оказывался, в то же время, автором доносов в синод, упревая своих противников в безбожии и т. д. Противоречивый неустойчивый, одновременно безбожник и ханжа, по слову Ломоносова, Тредиаковский и в своей литературной системе сохранял такую же двойственность. Поэзия, как он утверждал, происходит с неба, стих продукт земных отношений. Эта дуалистическая точка зрения характерна для Тредиаковского во всем, даже в таком вопросе, , как природа стоп. Он неоднократно и настойчиво утверждал, что с никоторая из Стоп сама собою не имеет как благородства, так и нежности; но что все сие зависит от изображений, ко

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика