Это признание средний
дворянином Ломоносова выразителем идеологии, перед которой предпочесть ничего
невозможно, может быть понято только, если считать, что в сороковые годы
социальная борьба внутри дворянства не размежевала еще вельможество и
среднее, поместное
дворянство.
Возвращаясь к литературной
позиции Ломоносова в эти годы, должно отметить, что, кроме
Сумарокова, Ломоносову
начинают подражать и другие современные поэты, например, Иван
Годеневский, который
в 1745 г. пишет Оду на брачное сочетание великого князя Петра Федоровича и
великой княгини Екатерины Алексеевны г, выдержанную вполне в духе
Ломоносова, как
видно из следующих отрывков:
1
Натура зиждет среди лета
Прекрасный и высокий храм. Весна где пурпуром одета Нарциссы сыплет по
лугам, Где
Таг волной златою плещет, Где Ганг с Гидаспом перла меряет, Где радость всех
пленяет зрак; Не
там ли зрю красот Диану, С младым героем днесь венчанну И с ним вступающую в
брак.
2
Там бисерно журчат фонтаны
И утешают юных хор,
Цветут пионы и гульпаны,
Пленят левкои светел их взор;
Сапфир, смаразг с
ультрамарином
Сияет таимо с кариазыном
При солнечных златых лучах;
В храм, размариннымн алейми
Путь услав розами, лилсйии,
Любовь в тот в двух спешит
сердцах. 1
Вот вторая строфа из оды Голеновского
На день тезоименитства Елисаветы Петровны 1751 г.
Титан с востока к нам стремится,
В лазоревый покров одет, Великолепием гордится И огнь лучей на землю
льет; Пустил
златые колесницы