Еще в Письме о правилах
российского стихотворства 1739 Ломоносов писал: Яне могу довольно тому
нарадоваться, что Российский наш язык не только бодростью и героическим звоном
Греческому, Латинскому и Немецкому не уступает, но и подобную оным, а себе
купно природную и свойственную версификацию иметь может 13
Касаясь свойств русского языка,
Ломоносов в посвящении Российской грамматики 1755 наследнику
престола, будущему
императору Петру III, говорит, что в русском языке есть великолепие шпанского,
живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверь того
богатство и сильная в изображениях краткость греческого и латинского языка. . .
Сильное красноречие Цицеронов, великолепная Вирги. шва важность, Оаидиено
приятное витийство не теряют своего достоинства на российском языке. Тончайшие
фи. шгофские воображения и рассуждения, многоразличные естественные свойства и
перемены, бывающие в сем видимом строении мира и в человеческих обращениях
имеют у нас пристойные и вещь выражающие речи. И ежели чего точно изобразить
не можем, не языку нашему, но недовольному своему в нем искусству приписывать
долженствуем. Кто отпасу далее в нем углубляется, употребляя предводителем
общее философское понятие о человеческом слове, тот увидит безмерно широкое
поле ели, лучше сказать, едва пределы
имеющее море. 19
Давая такую высокую оценку
русскому языку, Ломоносов подчеркивает вместе с тем, что особенная сила
русского языка состоит в его родственной близости со славянским, воспринявшем
через переводы греческих церковных авторов много черт, свойственных языку
греческому. Ясно сие видеть можно вникнувшим в книги церковные на славеыском
языке, говорит Ломоносов в рассуждении О пользе книг церьковных в российском
языке, Коль
много мы. . . видим в сдпвенскоы языке греческого изобилия, и оттуда умножаем
довольство российского слова, которое и собственный своим достатком велико и к
приятию греческих красот посредством славянского сродно 80
Однако, он предостерегает от
некритического использования словарных богатств славянского языка. Еще в
первом здании риторики 1744 Ломоносов предупреждает, что при сочинении духовных
слов или проповедей стараться должно, чтобы при важности и великолепна своем
слово было каждому понятно в.