вразумительно. И для того
надлежит убегать старых и неупотребительных славянских речений, которых народ
не разумеет, но притом не оставлять оных, которые, хотя в простых разговорах
не употребительны, однако ознаменование их народу известно
8l.
Более обстоятельно излагает
Ломоносов свою точку зрения на вопрос о соотношении между русским в славянским
языками в рассуждении О пользе книг церковных.
В литературной системе
Ломоносова важнейшее место занимала проблема пышности стиля, торжественной
помпезности и усложненной его структуры. Все это нашло особенно полное
отражение в Риторике 1748 года. В риторической науке, говорит
Ломоносов, предлагаются
правила трех родов. . . Как изобретать оное, что о предложенной материн
говорить должно. . . как изобретенное украшать. . . как оное располагать
надлежит. 82 В соответствии с этим он делит свою риторику на три
части: изобретение, украшение и расположение. Далее Ломоносов подробно
характеризует каждый из этих терминов: Изобретение риторическое есть собрание
разных идей, пристойных предлагаемой материи. Идеями называются представления
вещей или действий в уме нашей. 63 Очертив круг возможностей
создания идей из общих мест, Ломоносов от главы О изобретении вообще переходит
к более интересной главе второй О изобретении простых идей в которой уже
отчетливее проводит свою точку зрения о пышности стиля: Сочинитель слова тем
обильнейшими изобретениями оное обогатить может, чем быстрейшую имеет силу
соображения,
которая есть душевное дарование, с одною вещию, в уме представленною, купно
воображать другие, как-нибудь с нею сопряженные. . . Сила
совображеиия, будучи
соединена с рассуждением, называется остроумие. 84 Отсюда
видно, что
чрез силу совображепия из одной простой идеи расплодиться могут многие, а чем
оных больше, тем и в сочинении слова больше будет изобилия. 85
Подчеркивая, что сила соображения есть природная способность
писателя, Ломоносов
все же отмечает, что сие душевное дарование. . . не всегда и не во всяком
случае надежно; для этого, прибавляет он вспоможение оного должно здесь
предложить некоторые правила. 60 Правила эти Ломоносов выводит из
упомянутого выше учения об общих местах; при этом он чувствует
необходимость