berkov-polemika

 

БЕРКОВ П.Н. ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕРКОВ П.Н.
ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765
стр. 86


вразумительно. И для того надлежит убегать старых и неупотребительных славянских речений, которых народ не разумеет, но притом не оставлять оных, которые, хотя в простых разговорах не употребительны, однако ознаменование их народу известно 8l.

Более обстоятельно излагает Ломоносов свою точку зрения на вопрос о соотношении между русским в славянским языками в рассуждении О пользе книг церковных.

В литературной системе Ломоносова важнейшее место занимала проблема пышности стиля, торжественной помпезности и усложненной его структуры. Все это нашло особенно полное отражение в Риторике 1748 года. В риторической науке, говорит Ломоносов, предлагаются правила трех родов. . . Как изобретать оное, что о предложенной материн говорить должно. . . как изобретенное украшать. . . как оное располагать надлежит. 82 В соответствии с этим он делит свою риторику на три части: изобретение, украшение и расположение. Далее Ломоносов подробно характеризует каждый из этих терминов: Изобретение риторическое есть собрание разных идей, пристойных предлагаемой материи. Идеями называются представления вещей или действий в уме нашей. 63 Очертив круг возможностей создания идей из общих мест, Ломоносов от главы О изобретении вообще переходит к более интересной главе второй О изобретении простых идей в которой уже отчетливее проводит свою точку зрения о пышности стиля: Сочинитель слова тем обильнейшими изобретениями оное обогатить может, чем быстрейшую имеет силу соображения, которая есть душевное дарование, с одною вещию, в уме представленною, купно воображать другие, как-нибудь с нею сопряженные. . . Сила совображеиия, будучи соединена с рассуждением, называется остроумие. 84 Отсюда видно, что чрез силу совображепия из одной простой идеи расплодиться могут многие, а чем оных больше, тем и в сочинении слова больше будет изобилия. 85 Подчеркивая, что сила соображения есть природная способность писателя, Ломоносов все же отмечает, что сие душевное дарование. . . не всегда и не во всяком случае надежно; для этого, прибавляет он вспоможение оного должно здесь предложить некоторые правила. 60 Правила эти Ломоносов выводит из упомянутого выше учения об общих местах; при этом он чувствует необходимость

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика