высказаться по важному для его эпохи философскому вопросу:
обладает ли слово, как таковое, какими-либо мистическими или материальными
свойствами, или же оно является только условным знаком. Отвергая учение
каббалистов,
о потаенной силе слова и воззрения так называемых номиналистов изменников и
реалистов вещественников, Ломоносов пишет: Мы учим здесь собирать
слова, которые
не без разбору принимаются, но от идей, подлинные вещи или действия
изображающих, происходят и как к предложенной теме, так и к себе взаимно
некоторую взаимную принадлежность имеют. 81
Это место представляет большой
интерес для выяснения того, как понимал Ломоносов философию языка, о которой
он говорил в цитированном выше
отрывке нз посвящения своей грамматики Петру III. Прежде всего он, вслед за
сонм
образцом, аббатом Николя Коссэиом Саш sinus, 15801651, автором латинской
риторики О красноречии
священном и светском, отметает мистическую теорию языка, проповеданную в
каббалистической
книге Загар.
Затем, опять-таки
вслед за Коссэном, Ломоносов останавливается, правда недостаточно раскрывая
свои взгляды, на знаменитом споре номиналистов и реалистов, этих
материалистов и идеалистов средневековья. И те и другие в своих философских
построениях исходили из платоновского учения об общих
идеях хуниверсалиях. Номиналисты
интерпретировали учение Платона в том смысле, что универсалии суть не что иное,
как имена, т. е. слова иштег-salia sunt nomina, иначе говоря, что общие
идеи не существуют реально,
но заключаются в словах; таким
образом, познавая слова, человек познает общие идеи и, тем самым, и
вещи. Реалисты
же, наоборот, учили, что универсалии это не слова, не имена, а на самом
деле существующие общие понятия, отличающиеся, однако, от подлинных
вещей, представляющих
единичные проявления этих общих понятий. Ломоносов отрицает взгляд Руцелина или
Росцелина, основоположника номиналистической доктрины, но вместе с тем он
отвергает и воззрение реалистов. Его собственная позиция еще более
материалистична,
нежели позиция номиналистов, учение которых являлось, но Марксу, первый
выражением материализма. По видимости приближаясь в
реалистам, Ломоносов, вместе
с тем, своим утверждением, что слова. . . от идей, подлинные вещи или
действия изображающих, происходят, 88 высказывался против