berkov-polemika

 

БЕРКОВ П.Н. ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕРКОВ П.Н.
ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765
стр. 87


высказаться по важному для его эпохи философскому вопросу: обладает ли слово, как таковое, какими-либо мистическими или материальными свойствами, или же оно является только условным знаком. Отвергая учение каббалистов, о потаенной силе слова и воззрения так называемых номиналистов изменников и реалистов вещественников, Ломоносов пишет: Мы учим здесь собирать слова, которые не без разбору принимаются, но от идей, подлинные вещи или действия изображающих, происходят и как к предложенной теме, так и к себе взаимно некоторую взаимную принадлежность имеют. 81

Это место представляет большой интерес для выяснения того, как понимал Ломоносов философию языка, о которой он говорил в цитированном выше отрывке нз посвящения своей грамматики Петру III. Прежде всего он, вслед за сонм образцом, аббатом Николя Коссэиом Саш sinus, 15801651, автором латинской риторики О красноречии священном и светском, отметает мистическую теорию языка, проповеданную в каббалистической книге Загар. Затем, опять-таки вслед за Коссэном, Ломоносов останавливается, правда недостаточно раскрывая свои взгляды, на знаменитом споре номиналистов и реалистов, этих материалистов и идеалистов средневековья. И те и другие в своих философских построениях исходили из платоновского учения об общих идеях хуниверсалиях. Номиналисты интерпретировали учение Платона в том смысле, что универсалии суть не что иное, как имена, т. е. слова иштег-salia sunt nomina, иначе говоря, что общие идеи не существуют реально, но заключаются в словах; таким образом, познавая слова, человек познает общие идеи и, тем самым, и вещи. Реалисты же, наоборот, учили, что универсалии это не слова, не имена, а на самом деле существующие общие понятия, отличающиеся, однако, от подлинных вещей, представляющих единичные проявления этих общих понятий. Ломоносов отрицает взгляд Руцелина или Росцелина, основоположника номиналистической доктрины, но вместе с тем он отвергает и воззрение реалистов. Его собственная позиция еще более материалистична, нежели позиция номиналистов, учение которых являлось, но Марксу, первый выражением материализма. По видимости приближаясь в реалистам, Ломоносов, вместе с тем, своим утверждением, что слова. . . от идей, подлинные вещи или действия изображающих, происходят, 88 высказывался против

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика