berkov-polemika

 

БЕРКОВ П.Н. ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕРКОВ П.Н.
ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765
стр. 89


туру, предлагает избегать непристойного и слуху противного стечения согласных, 93 удаляться от стечения письмен гласных, а особливо то же или подобное произношение имеющих, 94 наконец, остерегаться от частого повторения одного письмена буквы. 95 В своем детализированном инструктаже в области рвфопии Ломоносов идет еще далее: он подробно характеризует психологическую окраску отдельных звуков русской речи-В российском языке, пишет он, как кажется, частое повторение письмени А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины, также и внезапного страха; учащение письмен Е, И, Ъ, Ю., к изображению нежности, ласкательства, плачевных и малых вещей Чрез Я показать можно приятность, увеселение, нежность а склонность; чрез О, У, Ы, страшные и сильные вещи, гнев зависть, боязнь н. печаль. 90 Не останавливаясь на даваемых Ломоносовым характеристиках согласных звуков, следует все же отметить, что он не рекомендует приносить смысл речи в жертву музыкальности: Больше, говорит он, к дол ж но наблюдать явственное и живое изобретение идей, нежели течение слова. ит. Последующие части Ломоносовской риторики представляют меньший теоретический интерес и имеют более прикладной, технический характер; она посвящены учению о тропах и фигурах, а также учению о расположении, в которое входят Элементы формальной логики силлогизм. Поэтому, для суждения о литературно-теоретических взглядах Ломоносова можно ограничиться лишь тем из Риторики 1748 г. , что было приведено выше. Следует, однако, остановиться на одном пункте. Дело в том, что, как было установлено акад. М. И. Сухомлиновым, многие параграфы i Риторики представляли простые переводы из Коссэна, Готшеда, Поыея, Хр. Вольфа и других авторов. Тем самым опорочивается оригинальность ряда мыслей Ломоносова, Однако для суждения о литературно-теоретических взглядах Ломоносова в том виде, в каком они отразились в его специальных работах, существенно не столько, в какой мере они самостоятельны, сколько то, каковы они были вообще и вытекали ли они из его общефилософской позиции. В частности, например, его суждение о происхождении слова, т. е. , языка, вполне самостоятельно и в положительной своей части не зависит от Коссэна, которому Ломоносов следовал в критике каббалпетов и схоластиков.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика