туру, предлагает избегать непристойного
и слуху противного стечения согласных, 93 удаляться от стечения
письмен гласных, а особливо то же или подобное произношение имеющих, 94
наконец,
остерегаться от частого повторения одного письмена буквы. 95 В
своем детализированном инструктаже в области рвфопии Ломоносов идет еще далее:
он подробно характеризует психологическую окраску отдельных звуков русской
речи-В российском языке, пишет он, как кажется, частое повторение письмени А
способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины
и вышины, также и внезапного страха; учащение письмен Е, И, Ъ, Ю., к
изображению нежности, ласкательства, плачевных и малых вещей Чрез Я показать
можно приятность, увеселение, нежность а склонность; чрез
О, У, Ы, страшные
и сильные вещи, гнев зависть, боязнь н. печаль. 90 Не
останавливаясь на даваемых Ломоносовым характеристиках согласных
звуков, следует
все же отметить, что он не рекомендует приносить смысл речи в жертву
музыкальности:
Больше, говорит он, к дол ж но наблюдать явственное и живое изобретение идей,
нежели течение слова. ит. Последующие части Ломоносовской риторики
представляют меньший теоретический интерес и имеют более
прикладной, технический
характер; она посвящены учению о тропах и фигурах, а также учению о
расположении, в которое входят Элементы формальной логики силлогизм. Поэтому,
для суждения о литературно-теоретических взглядах Ломоносова можно
ограничиться лишь тем из Риторики 1748 г. , что было приведено выше. Следует,
однако, остановиться на одном пункте. Дело в том, что, как было
установлено акад. М. И. Сухомлиновым, многие параграфы i Риторики
представляли простые
переводы из Коссэна, Готшеда, Поыея, Хр. Вольфа и других авторов. Тем самым
опорочивается
оригинальность ряда мыслей Ломоносова, Однако для суждения о
литературно-теоретических взглядах Ломоносова в том виде, в каком они
отразились в его специальных работах, существенно не столько, в какой мере
они самостоятельны, сколько то, каковы они были вообще и вытекали ли они из
его общефилософской позиции. В частности, например, его суждение о
происхождении слова, т. е. , языка, вполне самостоятельно и в положительной
своей части не зависит от Коссэна, которому Ломоносов следовал в критике
каббалпетов
и схоластиков.