Уже при: изложении Риторики
можно было заметить, что Ломоносов предъявляет к ритору большие
требования. Так,
например, считая, что материя риторическая есть вс., о чем говорить
можно, то
есть все известные вещи в свете, 98 Ломоносов требует от писателя
эрудиции, которая является предпосылкой изобилия материи к красноречию.
99
Вообще же он полагает, что к приобретению красноречия требуются пять следующих
следствий: первое природные дарования, второе наука, третьеподражание
авторов, четвертоеупражнение в сочинении, пятое знание других
наук. 100
Еще более подробно останавливается на этом же вопросе Ломоносов в статье О
качествах стихотворца рассуждение. В сущности, эта статья представляет
детализацию только что приведенного второго параграфа из Вступления к Риторике.
В российском народе, пишет
Ломоносов в этой статье, между похвальными к многим наукам склонностьми пред
недавними годами овазалася склонность к стихотворству, и многие, имеющие
природное дарование, с похвалою в том и предуспс-вают. Те, которые праведно
на себя имя стихотворцев приемлют, ведают, какой важности оная есть наука.
101
Желание распространить правильные взгляды на поэзию и заставило его предложить
рассуждение
о том, сколь трудна наука стихотворческая и сколь великое знание во всем тому
человеку иметь надлежит, который стихотворцем быть хочет, а притом дарование
от бога особливое к изобретению новых мыслей и быстроту разума природную; то
самое, что стихотворцы называют огонь стихотворческий. 302
Настаивая на серьезной и
многосторонней подготовке писателя, в частности поэта, Ломоносов особенно
подчеркивает необходимость специальной учебы: Стихотворец, не знающий ниже
грамматических правил, ниже риторических, да когда еще недостаточен и в
знании языков, а паче в оригинале авторов ежели не читал тех, которые от
древних веков образцом стихотворчеству осталися, или новых, которые тем т. е.
, древним точно так, как великиевеликим, подражали, то николи до познания
прямого стихотворства поступить не может. И чем меньше такой творец рифм о
науках прочих познание имеет, тем больше удаляется от тех качеств, которые
природный дух в нем
стихотворства довершают. н. 3