После этих общих положение
Ломоносов переходит к более конкретному перечислению знаний, погребных
писателю; Ежели хочешь быть в публике автором, поступи Дале во все словесные
и во все свободные науки, которых, может быть, не только важность и польза к
стихотворству, но и имена тебе неизвестны. Вместо того, что не различаешь
еще в грамматике восьми частей слова, и что ее знание, которое педантством
называешь, и церковных сдавеиских книг чтение весьма потребны к доброму слогу
и правописанию, будь не только знаток, но и критик и учитель в тон языке, на
котором пишешь. Когда хочешь быть автором, будь неотменено в некоторых
случаях и педант. 10
Далее Ломоносов требует
подробного изучения риторики, мифологии и других дисциплин, связанных со
стихотворством. Пробеги, пишет он, все прочие науки и не кажись в них
пришельцем. 135 Особенно настаивает Ломоносов на изучении классиков,
но предлагает воспринимать их критически. Когда Сафо, когда Анакреонт, в
сластолюбиях
утоплены, мысли свои писали ие закрыто, когда ЛюкрсциЙ в натуре
дерзновенен, когда
Люциан в баснях бесстыден, Петронис соблазняет, оставь то веку их, к тому
привычному, а сам угождай своему в нежности и в словах
благопристойных. 10е
Но одно знание, так сказать, технологии
литературы не удовлетворяет Ломоносова: Ежели из правил политических знаешь уже
должность гражданина, должность друга и должность в доме хозяина и все статья,
которых практика в философии поучает, то стихами богатство мыслей не трудно
уже украшать, был бы только дух в тебе стихотворческой. 107
Необходимо
также и более основательное знакомство с науками историческими: Сими
т. е. науками
философскими снабжен, загляни в историю древнюю, загляни в новую политическую
и литеральную. 108 Под последней в XVIII веке разумелась, как
известно, история литературы, понимавшаяся тогда как библиографически
построенная история наук и
искусств, или история просвещения.
Требуя также знания и изучения
в оригинале произведений античных теоретиков литературы и поэтов как
древних, так
и новых, в частности французских, Ломоносов переходит к исключительно важному
вопросувопросу о языке: Рассуди, что все народы в употреблении пера и
изъявлении мыслей много между собою разнствуют. И для того береги
свойства
собствен