berkov-polemika

 

БЕРКОВ П.Н. ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕРКОВ П.Н.
ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765
стр. 103


и того больше достанется. 21 Проф. Д. А. Корсаков вполне справедливо предположил, что, по- видимому, Тредиаковский сочинял какие-то сатирические песенки против Волынского и именно это и вызвало его избиение. 22 Идеологическая же связь Волынского со средним дворянством достаточно известна. Этим, конечно, не доказывается, что сатирические песенки Тредиаковского были направлены против Волынского как представителя среднего дворянства; равным образом, нельзя этим доказать, что Волынский избил Тредиаковского как идеологического работника правящего класса. Но отсутствие прямых доказательств еще не означает, что дело не обстояло именно так. На рту мысль наводит тот факт, что подобострастные одописания Тредиаковского тридцатых годов впоследствии вызывали нарекания против него со стороны Ломоносова, и, вероятно, не одного его. Очень возможно вообще, что легенда о Тредиаковском, созданная и развитая средне- дворянскими писателями XVIII и начала XIX вв. и перешедшая от них к буржуазным историкам литературы, выросла именно на почве тех идеологических расхождений между Тредиаковским я его Средне-дворянскими современниками, какие определились уже в тридцатые годы. Если это так, тогда делается более понятным поведение Тредиаковского в елизаветинскую и екатерининскую эпоху: составивший себе определенное реноме в аннинскую пору, автор Тилемахиды стремился позднее реабилитировать себя как благонадежного верноподданного и верного сына церкви. Это могло быть не только лицемерной политикой приспособленца, но и, так сказать, сознательным изживанием грехов молодости. G другой стороны, здесь же можно видеть причину его неприязни к дворянской литературе и ее представителям.

С Ломоносовым и Сумароковым дело обстояло значительно проще: оба они, как уже отмечалось . выше, были связаны со средним дворянством, шляхетством, дифференциация которого началась в пятидесятых годах. До того времени их идеологические расхождения были не столь отчетливы, как позднее, и это создавало условия для дружественных отношений. С пятидесятых же годов Ломоносов, в идеологии которого были буржуазные Элементы, в идеологическом отношении примыкает к новой группе правящей знати Шуваловым, в известном смысле в области промышленности осуществлявшей экономическую программу, вполне приемлемую для Ломоносова.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
РЕН ТВ покажет концерт лидера «Гражданской обороны» Егора Летова
РЕН ТВ 18 ноября покажет концерт лидера группы "Гражданская оборона" Егора Летова, записанный в 1994 году, сообщили в пятницу ТАСС в пресс-службе телеканала.
В Петербурге открылась выставка к 65-летию «Союзмультфильма»
Ранее сообщалось, что «Союзмультфильм» в рамках фестиваля «Русские сезоны — 2018» в Риме представит выставку, посвящённую истории создания серии «Ну, погоди!» и покажет новый фильм «Гофманиада».
Утерянный мультфильм Уолта Диснея нашли в Японии
Утерянную, как считалось, картину Уолта Диснея Neck’n’Neck о кролике Освальде обнаружили в японской префектуре Осака.
VII Международный культурный форум продолжает свою работу
VII Международный культурный форум проходит в Санкт-Петербурге. Его главная тема – «Культура как стратегический потенциал страны».
В Петербурге вручили премию «Меценат года»
В рамках Седьмого Культурного форума в Петербурге прошло торжественное награждение по итогам пятой общенациональной премии "Меценат года".
Картина Дэвида Хокни ушла на аукционе за 90,3 млн долларов
На аукционе Christie’s картина Дэвида Хокни «Портрет художника» продали за 90,3 миллиона долларов.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика