berkov-polemika

 

БЕРКОВ П.Н. ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕРКОВ П.Н.
ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765
стр. 103


и того больше достанется. 21 Проф. Д. А. Корсаков вполне справедливо предположил, что, по- видимому, Тредиаковский сочинял какие-то сатирические песенки против Волынского и именно это и вызвало его избиение. 22 Идеологическая же связь Волынского со средним дворянством достаточно известна. Этим, конечно, не доказывается, что сатирические песенки Тредиаковского были направлены против Волынского как представителя среднего дворянства; равным образом, нельзя этим доказать, что Волынский избил Тредиаковского как идеологического работника правящего класса. Но отсутствие прямых доказательств еще не означает, что дело не обстояло именно так. На рту мысль наводит тот факт, что подобострастные одописания Тредиаковского тридцатых годов впоследствии вызывали нарекания против него со стороны Ломоносова, и, вероятно, не одного его. Очень возможно вообще, что легенда о Тредиаковском, созданная и развитая средне- дворянскими писателями XVIII и начала XIX вв. и перешедшая от них к буржуазным историкам литературы, выросла именно на почве тех идеологических расхождений между Тредиаковским я его Средне-дворянскими современниками, какие определились уже в тридцатые годы. Если это так, тогда делается более понятным поведение Тредиаковского в елизаветинскую и екатерининскую эпоху: составивший себе определенное реноме в аннинскую пору, автор Тилемахиды стремился позднее реабилитировать себя как благонадежного верноподданного и верного сына церкви. Это могло быть не только лицемерной политикой приспособленца, но и, так сказать, сознательным изживанием грехов молодости. G другой стороны, здесь же можно видеть причину его неприязни к дворянской литературе и ее представителям.

С Ломоносовым и Сумароковым дело обстояло значительно проще: оба они, как уже отмечалось . выше, были связаны со средним дворянством, шляхетством, дифференциация которого началась в пятидесятых годах. До того времени их идеологические расхождения были не столь отчетливы, как позднее, и это создавало условия для дружественных отношений. С пятидесятых же годов Ломоносов, в идеологии которого были буржуазные Элементы, в идеологическом отношении примыкает к новой группе правящей знати Шуваловым, в известном смысле в области промышленности осуществлявшей экономическую программу, вполне приемлемую для Ломоносова.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Учитель пригласил Поклонскую на премьеру фильма «Матильда»
Алексей Учитель, режиссер фильма "Матильда" перед премьерой в Мариинском театре в Санкт-Петербурге через СМИ пригласил депутата Госдумы Наталью Поклонскую посмотреть картину в кино.
Из России с любовью: какой образ страны сформировал фестиваль в Сочи
В выходные в Сочи завершился Всемирный фестиваль молодежи и студентов, и теперь организаторы и участники подводят итоги.
В Петербурге перед премьерой «Матильды» началось молитвенное стояние
В Санкт-Петербурге перед премьерой фильма Алексея Учителя «Матильда» началось молитвенное стояние, передает корреспондент РБК.
В Татарстане кинотеатр попросили отменить показ «Матильды»
Инициативная группа жителей Елабуги просит запретить показ «Матильды» в местном кинотеатре «Бруклин».
В возрасте 49 лет скончался основатель группы Marilyn Manson
На 50-м году жизни скончался один из основателей группы Marilyn Manson Скотт Путески.
Сергей Гармаш выпрыгнул с пятого этажа ради красивого поступка
Сергей Гармаш сказал, что в таком случае он выпрыгнет из окна и к своему ужасу актриса действительно услышала топот разбегающегося человека, и звон разбитого стекла.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика