Сумароков же с первых шагов
своих на литературном поприще выступал в качестве поэта средне-дворянского и в
дальнейшем видел в своей литературной деятельности служение своему классу; это
настолько общеизвестно, что подробно об этом говорить значило бы ломиться в
открытые двери.
В конце 1752 г. Ломоносов стал
хлопотать о заведении стеклянной фабрики, где должно было быть налажено
производство
цветного хрусталя, бисера, стекляруса и Муси мозаики. Всесильные Шуваловы
помогли ему получить нужный указ сената. 23 Отношения Ломоносова к
Шуваловым еще больше укрепляются, он делается даже учителем в стихосложении
елизаветинского фаворита И. И. Шувалова. 24
Незадолго перед тем в
конце сентября 1750 г.
Ломоносов и Тредиаковский
получили через президента
Академии Наук изустный
указ Елизаветы сочинитьи п. Елагин,
по трагедии. Ломоносов
в очень короткий срок приготовил трагедию Тапира и
Селим, которая, по-видимому, пользовалась успехом у современников
если
не как сценическая пьеса, то как литературное произведение: в следующем 1751 г.
она вышла вторым изданием. В том же году Ломоносов приступил к сочинению
второй трагедии: Демофонт. Как в первой, так и во второй пьесе Ломоносов, как
установлено исследователем, принял за образец, между прочим, и произведения
Сумарокова. б Последний, считавший себя монополистом в театральной
области, был, конечно, раздражен вторжением Ломоносова в сферу его
деятельности. По-видимому, либо ему, либо кому-то из его сторонников при- J
надлежало крылатое словечко в
отношении Ломоносова: Racine malgrc lui Расин поневоле, как параллель к
мольеров- : скорму Medecin malgre lui Лекарь поневоле.