Здесь каждая строчка направлена
против Пиндаровых лирических стихов сего великого
стихотворца, т. е. Ломоносова.
Не забыта даже систематически проводившаяся пи орфография слона .
среди середин с ударением на первом е. В этой части елагинской пародии
впервые осмеивается громкая ода Ломоносова, его пиндаризм, то именно, чем он
привлекал в сороковые годы придворного слушателя и читателя. Баше было
показано,
чтоСумэроков в Эпистоле о стихотворстве характеризовал оду, именно исходя из
практики Ломоносова, как оду громкую э. Но в последующие годы его эстетика
более самоопределяется, он начинает, в противовес придворной
чопорности, строгости
этикета, пышному великолепию дворцовых церемоний, пропагандировать
простоту, естественность,
а природу в поэзии, в особенности в оде. Не только сам Сумароков, но и его
ученики,
и особенно они, настойчиво проводят линию опрощения поэзии. Они выступают
против темноты и нес разум н-тельности языка Ломоносовских од, против
бессмысленного
парения и т. д. 29
Сами Сумароковы, вместо оды, культивируют
камерные поэтические жанры: песню, элегию, дружеское послание, эпистолу, но
прежде всего все-таки песню. Песни пишут все: и сам Сумароков, и
И. П. Елагин,
и Н, А, Бекетов, и П. С. Свистунов, и Н, Е. Муравьев, и И. Шишкин и
многие, многие другие. Сочинение песенок делается настолько модным, что
через несколько лет даже Сумароков принужден был выступить против этого
увлечения:
Набрать любовных слов па новой минарет, Который кто-нибудь
удачно пропоет, Нет хитрости тому, кто грамоте умеет. Да что и в
грамоте, коль он писца имеет.
Но
в начале 1750-х гг. песни пользовались исключительной популярностью. Имена их
авторов, за исключением Сумарокова, неизвестны. Из колоссального
песенного репертуара песен XVIII в. , в особенности ранних, можно указать по
одной песне Н. А. Бекетова и П. С. Свистунов. Вот песня Бекетова: Везде мне
скучно стало, Мой дух всегда грустят. Что прежде зия прельщало, Ничто не
веселит;
Сжалься, не мучь меня, Сжалься,
ах пленивши,