Прости в последний раз, и помня как любил. Кудряво в
горести никто не говорил: Когда с возлюбленной любовник расстается, Тогда
Венера в мысль ему не попадется. Ни ударения прямоват нет в словах, Ни
сопряжения
малейшего в речах, Ни рифм порядочных, пи меры стоп пристойной. Нет в песке
скаредной, при мысли недостойной, Но что я говорю при мысли да в такой
Изрядной песенке нет
мысли никакой. Пустая речь, коне не виден ни начало; Писцы в них бредят все,
что в разум ни попало. О чудные творцы, престаньте вздор сплетать Нет славы
никакой неосмысленно писать.
Итак, в этом наставлении
подчеркиваются все те же принципы средне-дворянской эстетики того времени:
ясность, простота,
отсутствие
витийства, кудрявости, иными словами, натура, естественность.
Как ни зависела Эпистола о
стихотворстве от Larf ор-tique Бухало, но Сумароков сумел выразить в ней свое
понимание
как всего поэтического искусства, так и проблемы отдельных жанров. Так, он
настойчиво подчеркивает, что важнейшее условие воздействия
искусства простота:
Дай чувствовали мне пастушью . простоту. . . 44 Мне
стихотворная приятна првстета. 45
Требуя естественности в поэзии,
он доходит до того, что к автору любовной элегии обращается со следующими
словами:
Коль хочешь то т. е. любовную
элегию писать; так прежде ты влюбись.
К
трагику Сумароков предъявляет такое требование:
Старайся мне в игре часы часами
мерить; Чтоб я забывшийся, возмог тебе поверить Что будто не игра те действие
твое. Но самое тогда случившесь бытие,
Все это было изложено
Сумароковым в 17471748 г. Здесь он еще не различал жанров предпочтительных
перед другими:
Все овально, Драма ли, Эклога
ила Ода: Слагай, к чему влечет твоя природа. 8