акад. М. И. Сухомлиновым в академических Сочинениях
Ломоносова. Статья эта представляет большой интерес при рассмотрении
литературной деятельности автора Тамирыв и должна была, по-
видимому, представлять
характеристику современной поэту русской литературы. Об этом говорит не только
ее заглавие, но н зачеркнутые
варианты его О чистоте российского штиля и о новых сочинениях российских, а
также отброшенное начало: Предпринимая оинсание нынешнего состояния словесных
наук в России. . . Из сохранившегося отрывка явствует, что статья была
задумана в полемическом плане. Бот текст ее с сохранением в скобках
зачеркнутых мест. Коль полезно человеческому обществу в словесных науках
упражнение, о том свидетельствуют просвещенные Европейские древние и нынешние
просвещенные народы. Умолчав о толь многих известных примерах представим одну
Францию, о которой по справедливости сомневаться можно должно могуществом ли
больше привлекла к своему почитанию другие государства, или науками особливо
Словесными, очистив и украсив свой язык трудолюбием искусных
писателей. Военную
силу ее чувствуют больше соседние народы, употребление языка не токмо по всей
Европе простирается и господствует; но и в отдаленных частях света разным
Европейским народам как единоплеменным для сообщения их по большой части служит.
Посему легко рассудить можно, коль те похвальны, которых рачение в словесных
науках служит к украшению слова и к чистоте языка особливо своего
природного; противным
образом коль вредны те, которые нескладным плетеньем хотят прослыть знающими
искусными и осуждая самые лутчие сочинения, хотят себя возвысить; здесь
приписано с боку: NB возбуждение стыда н раскаяние на конце сверх того
подав худые примеры своих незрелых сочинений сводят с истинного приводят на
неправой путь юношество приступающее к наукам, в нежных умах вкореняют ложные
понятия, которые после истребить трудно, или вовсе невозможно. Примеров
далече искать нет нам нужды. Имеем в своем
отечестве. Красота, великолепие, сила
и богатство Российского языка явствует довольно из книг в прошлые веки писанных,
когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки незнали, но и о
том едва ли думали, что оные есть или быть могут быть на свете. . .
Комментируя этот
отрывок, М. И. Сухомлинов вполне пар-
вильно
связал содержащиеся в нем намеки на каких-то неудач-
1