Тогда орудие писателей невинно Несчастное
перо с сердцов грызу безвинно. Нельзя мне показать в беседу было глаз. Когда б
меня оптиметр увидел в оный час.
Увидел бы как я по горнице
верчусь, Засыпан
табаком, вздыхаю
и сержуся, Что может петиметр сменян сего сыскать. . .
В Рассуждении о качествах
стихотворца есть место, которое производит впечатление ответа ни только что
процитированные
стихи Елагина:
Удивительные иногда качества на
себя приемлет, сжали смен сказать, таковой мнимый Автор. Он старается в людях
себя казать неумы-тызг лицеи н нечесаною головою, дао чрез то
знать, что всегда дома сидит над горшком чернил п. стопою бумаги. Кому де
меня зазреть Сие оставляю, говорит, людям досужным, а нам сидя с мертвыми
друзьями, наколи о том помышлять.
Что касается положительной
стороны О качествах стихотворца рассуждения, то помимо сказанного выше
стр. 161,
следует отметить настойчиво выдвигаемое требование Ломоносова о том, чтобы
поэт писал учительные т. с. серьезные поэмы, что-либо учительное и служил
наукою народу.
Таким образом, в рассуждении этом Ломоносов легкой средне-
дворянской
поэзии противопоставил серьезную программу лагс-ратуры как гражданского
служения. В безделицах, цитировал он Цицерона в заключение статьи я
стихотворца не вижу, в обществе
гражданина видеть его хочу, перстом измеряющего людские пороки. Ср. всю
статью в приложении 1 к настоящей главе.
Естественно, что сумароковский
лагерь не мог остаться спокоен. Ломоносову ответили и Сумароков и Елагин
и, краше
них и даже раньше их, Г. Н. Теплой. Но полемика эта, ведшаяся на страницах
академического журнала, принципиально отводившего всякие литературные
споры, должна была приноровиться
к обстановке и имела на этот раз спокойные и более приличные формы.
Наиболее академичным оказался Г. Н. Теплов, лицо
близкое к гр. К. Г. Разумовскому, а следовательно и Сумарокову и Елагину.
В июльской книжке Ежемесячных сочинений было напечатано
также анонимноеРассуждение о начале стихотворства Тедлояа.
17 Автор проводит
мысль, что Красноречие