ПРИЛОЖЕНИЯ К ГЛАВЕ ЧЕТВЕРТОЙ I. О качествах стихотворца
рассуждение
В словесно науках упражняющийся
довольно известно, что с упал к Ом Римской империи науки претерпели немалым
урон, и почти со всей было истребидися чрез нашествие Варваров в Европу. Но
когда паки пришли прошлыми немногими веками в дветущее состояние, то настоящее
время заставляет опасаться, чтоб число умножившихся ныне в свете Авторов не
завело в таковую же темноту разум человеческий, в каковой он находился от
недостатку писателей разумных. Опасность сия отвергается одним тем только
способом, когда помогать нам будут особливые писатели, которые различать
станут добры Авторов от худых, и покажут путь к забвению одних, а к
припамятованию
других. Нужда такового разбору видима тема наипаче, которые знают, каковой
важности есть прямое руководство в пауках и в чтении многих книг, во время
столь краткое жития нашего, которое нам бог на сем свете быть
определил. Разбор
писателей есть наилучший и безопаснейший способ быть ученым человеком, и он
потребен для всякой особо в свете науки и для всякого склонность имеющего
человека к наукам. Сие самое есть светилом в чтении м предводителем к
снисканию кратчайшего пути как обрести то, чего в книгах ищем. Но прежде
нежели мы можем сами собою доброту Авторов разобрать, прежде нежели дойдем до
таковой способности, жизнь наша проходит, и тогда в состоянии починаем себя
видеть способными прямо учиться, когда на конце оная уже стоим. Разум наш
открывается после многого иногда заблуждения, ежели не имеет прежде доброго
руководителя,
и люди отворяют глаза, когда ночь уже приближилася, то есть зрелость оного
при коляде жития нашего. Дополним еще к тому, что и различные нужды житейские
п болезни укорочают немало времени, в которое могли бы мы научиться, как
писателей добрых от худых отличать. Кто как бы доброго намерения ни был, кто
бы как ни прилежен к наукам был, нещастие он может то иметь над собою, что
после многого
в школах обучения, после
многого чнтанпя книг, ежели придет в зрелой разум, и станет писателей
разбирать, увидит, что все то, что оа ни выучил, не делает его еще
ученейшим перед тем состоянием, как он разбирая Авторов учиться начал
прямо. Часто
видим сноснее быть в беседе с неученым, по природе разумным, нежели с ученым,
который мнит только быть себя таковым, и которого прямо назвать можно
уча. нам
невежею. Да и самого первого степени люди ученые, которые не мало труда
приложили, и почти, так сказать, кровавый пот пролили, или состарелися над
книгами, когда узнают себя, что они достигли уже до того, что различать
могут писателей и не всему верят, что кто смело и дерзновенно пишет выдал себя
за человека ученого; то при окончании своих наук безмерно сожалеют, что они
при начале оных и при начале чтения книг не познала истинного пути, по
которому разум и труд свой повести. Они признаваются, что протекая долгой
век, лоздо
уже открыли многие стези, которые бы их избавили дальнего пути.
1
12