berkov-polemika

 

БЕРКОВ П.Н. ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕРКОВ П.Н.
ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765
стр. 183


ПРИЛОЖЕНИЯ К ГЛАВЕ ЧЕТВЕРТОЙ I. О качествах стихотворца рассуждение

В словесно науках упражняющийся довольно известно, что с упал к Ом Римской империи науки претерпели немалым урон, и почти со всей было истребидися чрез нашествие Варваров в Европу. Но когда паки пришли прошлыми немногими веками в дветущее состояние, то настоящее время заставляет опасаться, чтоб число умножившихся ныне в свете Авторов не завело в таковую же темноту разум человеческий, в каковой он находился от недостатку писателей разумных. Опасность сия отвергается одним тем только способом, когда помогать нам будут особливые писатели, которые различать станут добры Авторов от худых, и покажут путь к забвению одних, а к припамятованию других. Нужда такового разбору видима тема наипаче, которые знают, каковой важности есть прямое руководство в пауках и в чтении многих книг, во время столь краткое жития нашего, которое нам бог на сем свете быть определил. Разбор писателей есть наилучший и безопаснейший способ быть ученым человеком, и он потребен для всякой особо в свете науки и для всякого склонность имеющего человека к наукам. Сие самое есть светилом в чтении м предводителем к снисканию кратчайшего пути как обрести то, чего в книгах ищем. Но прежде нежели мы можем сами собою доброту Авторов разобрать, прежде нежели дойдем до таковой способности, жизнь наша проходит, и тогда в состоянии починаем себя видеть способными прямо учиться, когда на конце оная уже стоим. Разум наш открывается после многого иногда заблуждения, ежели не имеет прежде доброго руководителя, и люди отворяют глаза, когда ночь уже приближилася, то есть зрелость оного при коляде жития нашего. Дополним еще к тому, что и различные нужды житейские п болезни укорочают немало времени, в которое могли бы мы научиться, как писателей добрых от худых отличать. Кто как бы доброго намерения ни был, кто бы как ни прилежен к наукам был, нещастие он может то иметь над собою, что после многого

в школах обучения, после многого чнтанпя книг, ежели придет в зрелой разум, и станет писателей разбирать, увидит, что все то, что оа ни выучил, не делает его еще ученейшим перед тем состоянием, как он разбирая Авторов учиться начал прямо. Часто видим сноснее быть в беседе с неученым, по природе разумным, нежели с ученым, который мнит только быть себя таковым, и которого прямо назвать можно уча. нам невежею. Да и самого первого степени люди ученые, которые не мало труда приложили, и почти, так сказать, кровавый пот пролили, или состарелися над книгами, когда узнают себя, что они достигли уже до того, что различать могут писателей и не всему верят, что кто смело и дерзновенно пишет выдал себя за человека ученого; то при окончании своих наук безмерно сожалеют, что они при начале оных и при начале чтения книг не познала истинного пути, по которому разум и труд свой повести. Они признаваются, что протекая долгой век, лоздо уже открыли многие стези, которые бы их избавили дальнего пути.

1

12

 

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика