мщения в словесных науках мы не
видели; во когда великие великим людям подражают, тогда разум и дух их
науками и примерами обогащенный всегда нечто рождает новое, и, как я выше
сказал, небывалое. По сим рассуждениям мы видим, что правила одни
стихотворческой
науки не делают Стихотворца, но мысль его рождается как от глубокое
эрудиции, так
и от присовкулленного к ней высокого духа и огня природного
стихотворческого. Ибо
кто знает, что стопа, что цезура, что женская, что мужская рифма, и с сим
бедным запасом в Стихотворцах себя хочет числить, тот равно как бы хотел
воевать имев в руках огнестрельное оружие, не имея ни пуль ни пороху. Цицерон
о Стихотворце говорит: В безделицах я Стихотворца не вижу, в обществе
гражданина видеть его хочу перстом измеряющего людские пороки.
II. Рассуждение о начале
стихотворства
Прежде нежели рассуждаем было о
качествах стихотворца, надлежало было показать свое мнение о начале
стихотворства; но тогда нужда востребовала ускорить с тем, чтоб найти прямого
стихотворца, и отличить
от того, кто напрасно имя сие на себя приемлет: того ради порядок по
нетерпеливости нарушен.
РоЧат поп audio in nngis,
in vitae eocietate andiam civem digitis peccata dimetientem sua
Цецер. , Парадокса, Ш.
Все науки и художества начало
свое восприняли не чувствительно и ев приметно в роде человеческом, но
приращение их более знатными и полезными учинило. Науки и искусства между
собою отделяются тем, что первые обращаются к пользе, а последние иногда к
пользе а иногда и к единому увеселению или изощрению нашего разума, который
после всегда служит руководством к познанию других вещей. Между многими
искусствами я почитаю истинное красноречие за средство такое, которое
действовать может в сердцах человеческих более нежели каковое либо иное
действие,
которое от насильства единого происходит. Красноречие искусством стало
называться от времен Платоновых, и процветало час от часу больше, пока в
упадок стало приходить при Цесаре Тиверви и его наследниках. Но сие только
разумеется о правилах Риторически, которые изобретены
Платоном, Аристотелем, Цицероном
и другими для приведения в известные законы того, что природа в языке человеку
дать могла. В прочем красноречие само или паче дух красноречия есть
талант, который
в естестве рода человеческого врожден почитается. Того ради правилам
красноречия начало положить можно, а самое красноречие когда начался а как
возрастало, того определить невозможно- Но сколь долго свет стоит, око всегда,
во всяком веке и народе
красноречивых людей имело, которые своин языком н. речью или тиранов
умягчали, или к войне и бою общество
побуждали, или страсти утоляли других, или возбуждали речью огонь любовный н.
преклоняли твердые и
окаменелые иногда сердца любовниц своих. Когда сие человеческое свойство
положим что оно природное, то следствие натуральное видим, что
стихотворство