собственную забаву, тоже сам
делать подражанием, чем его пожатые веселили. Из того самого возрастает
подражание, и всякой от юности человек наилучшую в том забаву и удовольствие
находит, чтобы подражать тому, что себе приятное видит, или дразнить то, что
смеху достойно в другом ему покажется. Сия природная к подражанию склонность
человеческая не одна в нем действует, но прибавить еще надобно другую, которая
с натурою же его рождается; то есть, любление забав и веселия, пока старость
и болезнь от того не отвращают. Соединенные два сие в человеке качества и го
натуры роду человеческому врожденные, подали причину изобрести не
чувствительно различные в свете науки и художества, а наипаче
рисование, красноречие,
пение, или голоспая музыка, начало свое, видится, от сих склонностей
восприлли. От рисования произошли ужо каменоссчиое искусство, живописстоо и
Архитектура со всеми родинами, а от голосной музыки, или простого
пения, музыка
инструментальная. Так как от красноречия в музыки вместе соединенных
стихотворство и театры, Возьмем самое живописство в пример, и посмотрим, ко.
шок подражание . ему причиною.
Кн. 35, гл. 10. Semper quidem honoe ei
fait, ut iugeuui earn nempe picturam cxercerent, mox nt honesti, perpetuo
inderdicto.
ne sftrvitia doce-rentnr.
Не только, что в натуре
приятно, но и самые те вещи, от которых мы страх, омерзение и отвращение
имеем, когда видим их натуру жива на картине изображенную, чувствуем в
сердце и в глазах своих удовольствие. Представим себе разбитие
коробла, убиение
младенца, змию, дракона или гадину, труп мертвого человека: все сие в живее
нашему взгляду весьма неприятно; страх, ужас и мерзость наводит. Но когда то
же самое видим велики и искусством живописным на картине подряжаемо, то не
гнушаемся за красоту в дом х великолепных поставлять. Таковое глазам
удовольствие не
от чего иного происходит, как от того, что мы по натуре склонны к подражанию,
следовательно и художеств; то нам приятно, которое скол шести нашей делает
удовлетворение. Почему в старинные времена у Египтян, у Греков и у Римлян
Живописство, Музыка и Стихотворство в равном были почтении, и равно в
свободных науках почитался. Плиний пишет: Исстари де Живописство в чести
было: и крайне напоследок того наблюдали, чтоб рабы оному небыли
обучаемы. Чего
ради и старинные греческие живописцы, о которых тот же Плиний пашет, или
полководцы или знатные в обществе люди были. Сия благородная наука столько
тогда в забаву служила, что в Коринфе и в Дельфах споры поединошные были
учреждены. И первый Кавалер Тимагор Халкидонский у Пане в Пифии преимущество в
живоиисстве картиною выиграл. Хотя неизвестно подлинное время, в которое
живописство
начало свое показало, ибо Плиний упоминает, что во время Троя еще его не
было: однако свидетельствует Аристотель, что в Египте первый был живописец
Гигес
Лидийский, а в Греции Евхир. Но Теофраст пишет, что в Греции первый был
Полиглот.
И не задолго перед Юлием Кесарем живописство
вошло в Италию, потому что Плиний себя самовидцем в Юлия Цесаря ддее
оригинальных картин, которые
в галл