berkov-polemika

 

БЕРКОВ П.Н. ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕРКОВ П.Н.
ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765
стр. 196


собственную забаву, тоже сам делать подражанием, чем его пожатые веселили. Из того самого возрастает подражание, и всякой от юности человек наилучшую в том забаву и удовольствие находит, чтобы подражать тому, что себе приятное видит, или дразнить то, что смеху достойно в другом ему покажется. Сия природная к подражанию склонность человеческая не одна в нем действует, но прибавить еще надобно другую, которая с натурою же его рождается; то есть, любление забав и веселия, пока старость и болезнь от того не отвращают. Соединенные два сие в человеке качества и го натуры роду человеческому врожденные, подали причину изобрести не чувствительно различные в свете науки и художества, а наипаче рисование, красноречие, пение, или голоспая музыка, начало свое, видится, от сих склонностей восприлли. От рисования произошли ужо каменоссчиое искусство, живописстоо и Архитектура со всеми родинами, а от голосной музыки, или простого пения, музыка инструментальная. Так как от красноречия в музыки вместе соединенных стихотворство и театры, Возьмем самое живописство в пример, и посмотрим, ко. шок подражание . ему причиною.

Кн. 35, гл. 10. Semper quidem honoe ei fait, ut iugeuui earn nempe picturam cxercerent, mox nt honesti, perpetuo inderdicto. ne sftrvitia doce-rentnr.

Не только, что в натуре приятно, но и самые те вещи, от которых мы страх, омерзение и отвращение имеем, когда видим их натуру жива на картине изображенную, чувствуем в сердце и в глазах своих удовольствие. Представим себе разбитие коробла, убиение младенца, змию, дракона или гадину, труп мертвого человека: все сие в живее нашему взгляду весьма неприятно; страх, ужас и мерзость наводит. Но когда то же самое видим велики и искусством живописным на картине подряжаемо, то не гнушаемся за красоту в дом х великолепных поставлять. Таковое глазам удовольствие не от чего иного происходит, как от того, что мы по натуре склонны к подражанию, следовательно и художеств; то нам приятно, которое скол шести нашей делает удовлетворение. Почему в старинные времена у Египтян, у Греков и у Римлян Живописство, Музыка и Стихотворство в равном были почтении, и равно в свободных науках почитался. Плиний пишет: Исстари де Живописство в чести было: и крайне напоследок того наблюдали, чтоб рабы оному небыли обучаемы. Чего ради и старинные греческие живописцы, о которых тот же Плиний пашет, или полководцы или знатные в обществе люди были. Сия благородная наука столько тогда в забаву служила, что в Коринфе и в Дельфах споры поединошные были учреждены. И первый Кавалер Тимагор Халкидонский у Пане в Пифии преимущество в живоиисстве картиною выиграл. Хотя неизвестно подлинное время, в которое живописство начало свое показало, ибо Плиний упоминает, что во время Троя еще его не было: однако свидетельствует Аристотель, что в Египте первый был живописец Гигес Лидийский, а в Греции Евхир. Но Теофраст пишет, что в Греции первый был Полиглот. И не задолго перед Юлием Кесарем живописство вошло в Италию, потому что Плиний себя самовидцем в Юлия Цесаря ддее оригинальных картин, которые в галл

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика