ГЛАВА ПЯТАЯ
ПОЛЕМИКА ВОКРУГ с ГИМНА БОРОДЕ
В 1907 г. в Берлине вышла двухтомная
книга Бернарда Штерна Gesrhich1e der offentlichen Sittlichkeit in Rnssland
; хотя и претендовавшая на
научность, но более рассчитанная на сенсацию и нездоровое любопытство
буржуазного читателя, привлекаемого густым порнографическим душком, книга
Штерна была запрещена царской цензурой. Но в массе сомнительного
материала, собранного
Штерном, есть несколько любопытных деталей, мимо которых пройти не
следует. Есть
в ней, между прочим, материал, касающийся одного эпизода в литературной
полемике Ломоносовского времени. Впрочем сведения, сообщаемые в этой части
работы Штерна, очень сбивчивы и не снабжены даже указанием источника; тем не
менее, они заслуживают внимания.
Давно известно, что
написанный Ломоносовым Гимн бороде 1757 вызвал обширную полемику и даже
вмешательство высшего религиозно-административного органа тогдашней
России синода.
Однако, нигде не указывался внешний повод к написанию этого Гимна, наличие
же этого повода давно уже предполагалась. В упомянутой выше книге Штерна
содержится,
как будто, ответ на вопрос о генезисе этого антиклерикального сатирического
произведения Ломоносова. Говоря о борьбе Петра и его преемников с
бородоношеннем и отметив, что указом Елизаветы 1760 г. ношение бороды
оставлялось
только духовенству, Штерн пишет: Великий русский поэт Ломоносов с большим
мужеством издевался тогда над этой особенной святостью бороды духовных лиц. На
небе, говорилось в этом стихотворении, русский нельзя будет носить
бороду, так
как она не была крещена. Есть одно только исключение, Это поп. Однажды он
крестил в купели ребенка и, когда он вынул дитя из воды и поднял его высоко
над своей головой,
i
13