berkov-polemika

 

БЕРКОВ П.Н. ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕРКОВ П.Н.
ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765
стр. 200


младенец помочился ему в бороду. Счастливая борода, восклицает поэт, ты одна была крещена и удостоена появления в небе, где будешь блистать, как звезда первой величины. 1

Совершенно очевидно, что стихотворение Ломоносова, которое изложено в книге Штерна и названо в указателе к ней Der bepisste Bari, не что иное, как Гимн бороде. Но самый Гимн Ломоносова абсолютно не похож на то, изложение чего напечатано в Истории общественной нравственности Штерна. Поводимому, в распоряжении его имелся какой-то, может быть, немецкие, источник, сообщавший анекдот, послуживший отправной точкой для Ломоносова при сочинении Гимна бороде, все же прочее присочинено Штерном. О Гимне бороде существует обширная литература. Впервые упоминание о нем в печати было сделано С. П. Шевыревыи в Москвитянине 1854 г. 2 Затем А. Н. Афанасьев в цитированной в предыдущих главах статье Образцы литературной полемики прошлого века привел как самый Гимн, так и вызванную им литературу, пользуясь материалами Казанского сборника. 3 Наконец, в Ломоносовском сборнике Академии Наук 1911 г. в статье В. Н, Перетца К биографии Ломоносова. Кто был Христофор ЗубницкиЙ были сообщены но архиву митр. Евгения Болховитинова дополнительные данные об этой полемике. 4 Первые публикаторы Шевырер, Афанасьев считали нужным, конечно, в соответствия со своими верноподданническими воззрениями, представить Гимн бороде как одно из звеньев борьбы Ломоносова с суеверием и обскурантизмом и, в особенности, с оплотом их, расколом, но никак не отмечали антиклерикального характера Гимна.

С. П. Шевырев, сообщая о полемике вокруг Гимна бороде и о доносе Тредиаковского на автора гимна, писал, что Тредиаковский, мол, придрался лишь к случаю, чтобы обвинить Ломоносова в безбожии.

Почти в тех же выражениях говорил и А. Н, Афанасьев о сатире Ломоносова: а Она осмеивает раскольничьи бредни и весьма любопытна; . . . смысл этого произведения не давал ни малейшего основания заподозрить его автора в неблагонамеренности; но завистливый Третьяковский не упустил случая и постарался приписать Гимну мнимое безнравственное значение, обвиняя Ломоносова в совершенном безбожии. 5

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика