младенец помочился ему в бороду.
Счастливая борода, восклицает поэт, ты одна была крещена и удостоена
появления
в небе, где будешь блистать, как звезда первой величины. 1
Совершенно очевидно, что
стихотворение Ломоносова, которое изложено в книге Штерна и названо в
указателе к ней Der bepisste Bari, не что иное, как Гимн
бороде. Но самый Гимн Ломоносова абсолютно не похож на то, изложение чего
напечатано в Истории общественной нравственности Штерна. Поводимому, в
распоряжении его имелся какой-то, может быть, немецкие, источник, сообщавший
анекдот, послуживший отправной точкой для Ломоносова при сочинении Гимна
бороде, все же прочее присочинено Штерном. О Гимне бороде существует обширная
литература. Впервые упоминание о нем в печати было сделано С. П. Шевыревыи в
Москвитянине 1854 г. 2 Затем А. Н. Афанасьев в цитированной в предыдущих
главах статье Образцы литературной полемики прошлого века привел как самый Гимн,
так и вызванную им литературу, пользуясь материалами Казанского сборника.
3
Наконец, в Ломоносовском сборнике Академии Наук 1911 г. в статье
В. Н, Перетца К биографии Ломоносова. Кто был Христофор ЗубницкиЙ
были сообщены но архиву митр. Евгения Болховитинова дополнительные данные об
этой полемике. 4 Первые публикаторы Шевырер, Афанасьев считали
нужным, конечно, в соответствия со своими верноподданническими
воззрениями, представить
Гимн бороде как одно из звеньев борьбы Ломоносова с суеверием и обскурантизмом
и, в особенности, с оплотом их, расколом, но никак не отмечали
антиклерикального характера Гимна.
С. П. Шевырев, сообщая о полемике вокруг Гимна
бороде и о доносе Тредиаковского на автора гимна, писал, что
Тредиаковский, мол,
придрался лишь к случаю, чтобы обвинить Ломоносова в безбожии.
Почти в тех же выражениях
говорил и А. Н, Афанасьев о сатире Ломоносова: а Она осмеивает раскольничьи
бредни и весьма любопытна; . . . смысл этого произведения не давал ни
малейшего основания заподозрить его автора в неблагонамеренности; но
завистливый Третьяковский не упустил случая и постарался приписать Гимну мнимое
безнравственное значение, обвиняя Ломоносова в совершенном безбожии.
5