В творчестве Ломоносова темы религиозные
занимают, как это известно, значительное место. Его Утреннее и Вечернее
размышление о божьем величестве вошли в старые школьные хрестоматии как образцы
его религиозной лирики. И несмотря на все сказанное по этому поводу прежними
историками литературы можно утверждать, что в своем религиозном поэтическом
творчестве Ломоносов был не ортодоксальным христианином, каким его обычно
представляют, а рационалистически настроенным деистом. Это
чувствовала уже в дореволюционное время молодые литературоведы, ученики В. В.
Сипов-ского. Так, А. В, Попов в статье Наука и религия в миросозерцании
Ломоносова, доказывая, что новую науку Ломоносов принял как религию, как
новый орган религиозного творчества, и служение ей сделал подвигом своей жизни,
не мог не согласиться с тем, что в аргументации всех. . . требований в
области
отмены ряда религиозных обычаев и установлений Ломоносов является чистым
рационалистом, что в Ломоносовской религии говорится о начале пира, и ничего
конце его, , о душе человека, о загробном мире. Далее А. В. Попов
констатирует
полное, за единственным исключением, отсутствие у Ломоносова суждений об
основных догматах православия и вообще христианства, правильно связывая этот
факт
с тем, что всего этого из естественных тайн природы нельзя было вывести.
50
Еще дальше пошел другой ученик
В. В. Сиповского, В. Н. Ту-калевский. В статье Главные черты
миросозерцании Ломоносова Лейбниц а Ломоносов В. Н. Тукалевский хотел
показать, что Ломоносов близок был к воссозданию всей системы Лейб-ввца, с
которой он ознакомился при посредстве Вольфа, нпришел к выводу, что Ломоносов,
как и Лейбниц, является типичным рационалистом курсив В. Н. Тукалевского
первой половины БУШ века. 11
Но дальше цитируемый автор не счел нужным итти, хотя им собран был очень
любопытный, поучительный и толкающий к вывода
материал. Так, например, В. Н.
Тукалевский просто констатирует, не пытаясь осмыслить, интересный факт, что
нередко, особенно в научных статьях своих Ломоносов ставит вместо слова
богослова:
разумное существо, строитель мира и т. д. 12
Между тем, три данные
совершенно несомненно говорят о том, что Ломоносов был деистом
рационалистического
толка.