berkov-polemika

 

БЕРКОВ П.Н. ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕРКОВ П.Н.
ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765
стр. 202


В творчестве Ломоносова темы религиозные занимают, как это известно, значительное место. Его Утреннее и Вечернее размышление о божьем величестве вошли в старые школьные хрестоматии как образцы его религиозной лирики. И несмотря на все сказанное по этому поводу прежними историками литературы можно утверждать, что в своем религиозном поэтическом творчестве Ломоносов был не ортодоксальным христианином, каким его обычно представляют, а рационалистически настроенным деистом. Это чувствовала уже в дореволюционное время молодые литературоведы, ученики В. В. Сипов-ского. Так, А. В, Попов в статье Наука и религия в миросозерцании Ломоносова, доказывая, что новую науку Ломоносов принял как религию, как новый орган религиозного творчества, и служение ей сделал подвигом своей жизни, не мог не согласиться с тем, что в аргументации всех. . . требований в области отмены ряда религиозных обычаев и установлений Ломоносов является чистым рационалистом, что в Ломоносовской религии говорится о начале пира, и ничего конце его, , о душе человека, о загробном мире. Далее А. В. Попов констатирует полное, за единственным исключением, отсутствие у Ломоносова суждений об основных догматах православия и вообще христианства, правильно связывая этот факт с тем, что всего этого из естественных тайн природы нельзя было вывести. 50

Еще дальше пошел другой ученик В. В. Сиповского, В. Н. Ту-калевский. В статье Главные черты миросозерцании Ломоносова Лейбниц а Ломоносов В. Н. Тукалевский хотел показать, что Ломоносов близок был к воссозданию всей системы Лейб-ввца, с которой он ознакомился при посредстве Вольфа, нпришел к выводу, что Ломоносов, как и Лейбниц, является типичным рационалистом курсив В. Н. Тукалевского первой половины БУШ века. 11 Но дальше цитируемый автор не счел нужным итти, хотя им собран был очень любопытный, поучительный и толкающий к вывода материал. Так, например, В. Н. Тукалевский просто констатирует, не пытаясь осмыслить, интересный факт, что нередко, особенно в научных статьях своих Ломоносов ставит вместо слова богослова: разумное существо, строитель мира и т. д. 12

Между тем, три данные совершенно несомненно говорят о том, что Ломоносов был деистом рационалистического толка.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика