И все эта усилия наук, говорил
Лоно носов в той же Оде 1750 j должны быть не самоцелью, но
Отечества умножить славу И вящее
укрепить державу, 15
то есть, служить
защитой государству.
Таким образом, для Ломоносова наука
имеет не только прикладной, хотя в этом и главное, но и философски-
познавательный
смысл. В связи с этим для него является серьезной проблемой отношение науки к
вере
. Однако, приемлет он только то в религии, что не противоречит науке в его
понимании.
В стихотворении Блаженство
общества всядиевио возрастает 1763 Ломоносов писал:
Похвально дело есть убогих
призирать, Сугубо похвала для пользы воспитать: Натура то гласит, повелевает
вера,
и
И в других местах, в
особенности в с Письме о пользе стекла 1752, Ломоносов касается вопроса о науке
и вере и повсюду решает его в том смысле, что изучение природы якобы приводит
к деизму. Он утверждает, будто
Стекло приводит нас чрез Оптику
к севу, Прогнав глубокую
неведения тму.
В связи с этим Ломоносов
отвечает противникам науки, преимущественно духовенству и прочим
обскурантам, которых
выводит под именем Клеантов.
Клеаятов не боясь мы пишем все
согласно, Что истине они противятся напрасно. В безмерном углубя пространстве
разуй свой, Из мысли ходим в мысль, из света в свет иной. Везде божественна
премудрость почитаем, В благоговения весь дух свой погружаем.
Характеризуя в дальнейшей этого
натурфилософского бога, Ломоносов прибавляет:
Нас больше таковы идеи веселят,
Как чем божий некогда описывая
град
Вечерний Августин душою
веселился. 17
И дальше Ломоносов упрекает
последнего, что тот и разумну тварь толь тесно. . . включал, то есть, иными
словами, гдадел