berkov-polemika

 

БЕРКОВ П.Н. ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕРКОВ П.Н.
ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765
стр. 205


И все эта усилия наук, говорил Лоно носов в той же Оде 1750 j должны быть не самоцелью, но

Отечества умножить славу И вящее укрепить державу, 15

то есть, служить защитой государству.

Таким образом, для Ломоносова наука имеет не только прикладной, хотя в этом и главное, но и философски- познавательный смысл. В связи с этим для него является серьезной проблемой отношение науки к вере . Однако, приемлет он только то в религии, что не противоречит науке в его понимании.

В стихотворении Блаженство общества всядиевио возрастает 1763 Ломоносов писал:

Похвально дело есть убогих призирать, Сугубо похвала для пользы воспитать: Натура то гласит, повелевает вера, и

И в других местах, в особенности в с Письме о пользе стекла 1752, Ломоносов касается вопроса о науке и вере и повсюду решает его в том смысле, что изучение природы якобы приводит к деизму. Он утверждает, будто

Стекло приводит нас чрез Оптику к севу, Прогнав глубокую неведения тму.

В связи с этим Ломоносов отвечает противникам науки, преимущественно духовенству и прочим обскурантам, которых выводит под именем Клеантов.

Клеаятов не боясь мы пишем все согласно, Что истине они противятся напрасно. В безмерном углубя пространстве разуй свой, Из мысли ходим в мысль, из света в свет иной. Везде божественна премудрость почитаем, В благоговения весь дух свой погружаем.

Характеризуя в дальнейшей этого натурфилософского бога, Ломоносов прибавляет:

Нас больше таковы идеи веселят,

Как чем божий некогда описывая град

Вечерний Августин душою веселился. 17

И дальше Ломоносов упрекает последнего, что тот и разумну тварь толь тесно. . . включал, то есть, иными словами, гдадел

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика