berkov-polemika

 

БЕРКОВ П.Н. ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕРКОВ П.Н.
ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765
стр. 206


на мир глазами церковно-птоломеевской геоцентрической системы. Это место очень важно для понимания одного стихотворения Ломоносова, иди, точнее, приписываемого и, по видим Ом у, небезосновательно ему. Дело в том, что Ломоносову приходилось, по долгу службы, писать надписи в стихах к ракам с мощам святых. Насколько могли быть искренни и отражать подлинные взгляды химика и физика Ломоносова такие произведения, судить трудно, но, скорее всего, можно предположить некоторую осторожность Ломоносова в подобных произведениях. Тем больший интерес представляет стихотворение, являющееся надписью на раке Дмитрия Ростовского:

О вы, что божество в пределах чтите тесных, Подобие его мня быть в частях телесных, Вперите в мысль, чему святитель сей учил, Что ныне вам гласит от дика горьних сил: На милость вышнего, на истину склонитесь И к матери своей вы церкви примиритесь. 18

Комментируя первые два стиха, акад. М. И. Сухомлинов писал: Относится к раскольникам, представлявший себе божество в человеческом виде и веривший, что образ и подобие божие заключается преимущественно в бороде, вследствие чего св. Дмитрий и называл их бородианаии. Их же т. е. раскольников прибавляет Сухомлинов, осмеивал Ломоносов в своем Гимне бороде. 19 Не отрицая того, что все это стихотворение обращено к раскольникам, которые призываются примириться к матери своей церкви, нельзя, вместе с тем, полностью согласиться с комментатором в том, что под чтящими божество в пределах тесны разумеются только раскольники. Соответствующая параллель из Письма о пользе стекла, где речь идет об Августине, показывает, что тесные пределы Ломоносов противопоставляет безмерному пространству, то есть, церковное мировоззрение противополагал научному исследованию. Такни образом и в надписи Дмитрию Ростовскому Ломоносов, может быть, имел в виду не только раскольников, хотя в последних четырех стихах обращался, по видимому, непосредственно к ним.

Итак, Ломоносов деист, ненасытный исследователь естества, считает необходимым в своей задушевном, наиболее полно излагающем его взгляды произведении, в Письме о пользе стекла выступить против Клеантов. против духовенства, с окто

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика