на мир глазами церковно-птоломеевской
геоцентрической системы. Это место очень важно для понимания одного
стихотворения Ломоносова, иди, точнее, приписываемого и, по видим Ом
у, небезосновательно
ему. Дело в том, что Ломоносову приходилось, по долгу службы, писать
надписи в стихах к ракам с мощам святых. Насколько могли быть искренни и
отражать подлинные взгляды химика и физика Ломоносова такие
произведения, судить
трудно, но, скорее всего, можно предположить некоторую осторожность
Ломоносова в подобных произведениях. Тем больший интерес представляет
стихотворение, являющееся надписью на раке Дмитрия Ростовского:
О вы, что божество в пределах
чтите тесных, Подобие его мня быть в частях телесных, Вперите в мысль, чему
святитель сей учил, Что ныне вам гласит от дика горьних сил: На милость
вышнего, на истину склонитесь И к матери своей вы церкви
примиритесь. 18
Комментируя первые два стиха, акад.
М. И. Сухомлинов писал: Относится к раскольникам, представлявший себе
божество
в человеческом виде и веривший, что образ и подобие божие
заключается преимущественно в бороде, вследствие чего св. Дмитрий и называл
их бородианаии. Их же т. е. раскольников прибавляет Сухомлинов, осмеивал
Ломоносов в своем Гимне бороде. 19 Не отрицая того, что все это
стихотворение обращено к раскольникам, которые призываются примириться к
матери своей церкви, нельзя, вместе с тем, полностью согласиться с
комментатором в том, что под чтящими божество в пределах тесны разумеются
только раскольники. Соответствующая параллель из Письма о пользе стекла, где
речь идет об Августине, показывает, что тесные пределы Ломоносов
противопоставляет безмерному пространству, то есть, церковное мировоззрение
противополагал научному исследованию. Такни образом и в надписи Дмитрию
Ростовскому Ломоносов, может быть, имел в виду не только раскольников, хотя
в последних четырех стихах обращался, по видимому, непосредственно к ним.
Итак, Ломоносов деист, ненасытный
исследователь естества, считает необходимым в своей задушевном, наиболее
полно излагающем его взгляды произведении, в Письме о пользе стекла
выступить
против Клеантов. против духовенства, с окто