berkov-polemika

 

БЕРКОВ П.Н. ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕРКОВ П.Н.
ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765
стр. 208


роено, так и ленивый слушатель ничего столько, сколько слово боатсе, не презирает: Охотнее ему читать Аргениду или Телемака, нежели христово Евангелие, приятнее всегда он слушает, где о псовых ловлях, о конных заводах, и подобных вещах разговор имеют, нежели где христианскому житию наставляют. 21 Но если у Ломоносова были столкновения с церковниками в связи с Риторикой, в появлении которой его противники могли видеть вторжение в сферу, до того времени принадлежавшую исключительно им, то несомненно большее основание для всяких недоразумении представляла научная деятельность поэта. В своих речах он неоднократно касается вопроса об отношении науки к религии, причем совсем в духе деизма, утверждает, что священное писание не должно везде разуметь грамматическим т. е. буквально, но не редко и риторским разумом, 22 еще чаще затрагивается, хотя и в очень осторожной форме, вопрос об отношении духовенства к науке. Иногда Ломоносов говорит о людях грамотных, чтецах писания и ревнителях к православию, кое святое дело само собою похвально естьли бы иногда не препятствовало излишеством высоких наук приращению. 23 В другом случае Ломоносов ведет речь якобы о елдинских жрецах и суеверах, об идолопоклонническом суеверии, но очень тонко подводит под обсуждение как Коперников, так и птолоиееву систему, решая, конечно, дело в пользу первой. 2 Так решая вопрос в своих публичных выступлениях, по необходимости или, может быть, сознательно избегая откровенной борьбы с клерикальными кругам, в своих черновых заметках, набросках и в частных письмах, наоборот, Ломоносов гораздо откровеннее. Например, в письме к II. И. Шувалову он сообщает черную черновую идею Об обязанностях духовенства, в которой довольно резко характеризует попов. 2 В другой черновом отрывке Ломоносова сохранилось четверостишие, в которой осмеивается монашество:

Мышь некогда любя святыню Оставила прелестный мир, Ушла в глубокую пустыню, Засевшись вся в голанской сыр. 26

Несомненно, духовенство следило за деятельностью Ломоносова и не оставляло без внимания его позицию в вопросах наука и религии, Чего нападки на Ломоносова в выступлениях

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика