berkov-polemika

 

БЕРКОВ П.Н. ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕРКОВ П.Н.
ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765
стр. 208


роено, так и ленивый слушатель ничего столько, сколько слово боатсе, не презирает: Охотнее ему читать Аргениду или Телемака, нежели христово Евангелие, приятнее всегда он слушает, где о псовых ловлях, о конных заводах, и подобных вещах разговор имеют, нежели где христианскому житию наставляют. 21 Но если у Ломоносова были столкновения с церковниками в связи с Риторикой, в появлении которой его противники могли видеть вторжение в сферу, до того времени принадлежавшую исключительно им, то несомненно большее основание для всяких недоразумении представляла научная деятельность поэта. В своих речах он неоднократно касается вопроса об отношении науки к религии, причем совсем в духе деизма, утверждает, что священное писание не должно везде разуметь грамматическим т. е. буквально, но не редко и риторским разумом, 22 еще чаще затрагивается, хотя и в очень осторожной форме, вопрос об отношении духовенства к науке. Иногда Ломоносов говорит о людях грамотных, чтецах писания и ревнителях к православию, кое святое дело само собою похвально естьли бы иногда не препятствовало излишеством высоких наук приращению. 23 В другом случае Ломоносов ведет речь якобы о елдинских жрецах и суеверах, об идолопоклонническом суеверии, но очень тонко подводит под обсуждение как Коперников, так и птолоиееву систему, решая, конечно, дело в пользу первой. 2 Так решая вопрос в своих публичных выступлениях, по необходимости или, может быть, сознательно избегая откровенной борьбы с клерикальными кругам, в своих черновых заметках, набросках и в частных письмах, наоборот, Ломоносов гораздо откровеннее. Например, в письме к II. И. Шувалову он сообщает черную черновую идею Об обязанностях духовенства, в которой довольно резко характеризует попов. 2 В другой черновом отрывке Ломоносова сохранилось четверостишие, в которой осмеивается монашество:

Мышь некогда любя святыню Оставила прелестный мир, Ушла в глубокую пустыню, Засевшись вся в голанской сыр. 26

Несомненно, духовенство следило за деятельностью Ломоносова и не оставляло без внимания его позицию в вопросах наука и религии, Чего нападки на Ломоносова в выступлениях

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Вышел фильм про зомби-апокалипсис в Тверской области
В сети появился получасовой короткометражный фильм молодого столичного режиссера Дмитрия Гребнева, который называется "Серенада".
Звезда «Клиники» намекнул на продолжение сериала
Многие поклонники решили, что он таким образом намекает на возможное продолжение шоу.
В Москве вручат Международную премию Станиславского
Международная премия Станиславского будет торжественно вручена в Москве в понедельник.
YouTube начал бесплатно показывать голливудские фильмы
На видеохостинге YouTube появился раздел «Фильмы», где можно бесплатно посмотреть популярные голливудские киноленты.
В Варшаве завершился фестиваль российского кино «Спутник над Польшей»
Церемония закрытия XII фестиваля российского кино "Спутник над Польшей" состоялась в варшавском кинотеатре "Луна".
Институту искусств в Красноярске присвоят имя Хворостовского
Ранее имя Хворостовского присвоено театру оперу и балету в Красноярске, именно в нем певец начинал свой творческий путь.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика