berkov-polemika

 

БЕРКОВ П.Н. ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕРКОВ П.Н.
ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765
стр. 242


Нельзя, читая эти стихи, ее отметить совпадения позиции Сумарокова с позицией среднего дворянства в Семилетнюю войну; о ней М. Н. Покровский писал следующее: Русское дворянство, тысячами клавшее свои головы в бессмысленной, с точки зрения его классовых интересов, войне против Пруссии, никогда не узнало, кто играл его головами. 76

Дальше идет самая притча, совершенно совпадающая с тем четверостишием Ломоносова о смеши, засевтейся в го-ланской сыр, которое приведено выше стр. 204, что наводит на мысль об общем источнике для обоих авторов; таковым и является басня Лафонтена Le rat qui sest retire du monde кн. 1, басня 3:

Затворник был у них и жил в Голландском сыре. Ни что из светского ему на ум не идет, Оставил навсегда он роскоши и свет.

Пришли к нему две мышки,

И просят, ежели какие есть излишки В имении его, Чтобы подал им хотя немного из тов., И говорили: мы готовимся во брани. Он им ответствовал, поднявши к сердцу длани:

Мне дела нет ни до чего, Какия от меня друзья вы ждете дани

И как он то проговорил,

Вздохнул и двери затворил.

Таким образом, и это стихотворение может быть поставлено в тесную связь с сатирическими выпадами Сумарокова против церковного имуществовладения. Можно привести и другие высказывания Сумарокова о религии и духовенстве, но у него, автора песенки в защиту франкмасонов, 77 члена масонской ложи еще до 1756 г. , 78 нельзя найти каких-либо продуманных и вытекающих из общего, пусть и неправильного мировоззрения, нападок на церковь и ее представителей. Все это заставляет склониться к мысли о прнпадлсжпости стихотворения Пронесся слух не Сумарокову, а Баркову, которому оно приписано в сборнике Л. Б. Модзалевского.

Повпдимому, на этом и закончилась полемика вокруг Гимна бороде. Конечно, эта полемика не была прямо и тесно связана с тогдашней борьбой в области литературы; это видно хотя бы из того, что сумароковская группа, по крайней мере, если судить по изложенным материалам, не приняла участия в пере

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика