berkov-polemika

 

БЕРКОВ П.Н. ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕРКОВ П.Н.
ЛОМОНОСОВ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ЕГО ВРЕМЕНИ 1750—1765
стр. 247


Для характеристики познана Сумарокова в Трудолюбивой пчеле очень показательно следующее место в Письмечетыре ответа. Ежели бы я был великой человек и великой господин, пишет в этом программном отрывке Сумароков, я бы неусыпно старался о благополучии моевок отечества, о возбуждении добродетели и достоинства, о награждении заслуг, о утолении пороков и о истреблении беззакония, о приращении наук, о умалении цены необходимых жизни человеческой вещей, с наблюдении правосудия, о наказании за взятки, грабительства, разбойничество и воровство, о уменьшении лжи, лести, лицемерия и пьянства, о из го нении суеверия, о уменьшении не надобного обществу великолепия, о уменьшении картежной игры, чтоб она не отжимала у людей полезного времени, о воспитании, о учреждении и порядке училищей, о содержании исправного войска, о презрении буянства, петиметерства и искоренении тунеядства. 5

Особенно следует подчеркнуть исключительную сдержанность Сумарокова в отношении Семилетней войны, хотя 1759 г. вмел очень большое значение в развитии внешнеполитических отношений России. Сдержанность эта продиктована была, конечно, непопулярностью этой шуваловскоЙ войны.

Как одно из звеньев программы Сумарокова должно рассматривать и его борьбу с Ломоносовым в Трудолюбивой пчеле, борьба эта шла по двум линиям: непосредственно литературной и личной. Так, в качестве образца последней формы нападок Трудолюбивой пчелы на Ломоносова можно указать на помещенную в июньском журнала статейку Тредиаковского О мозаике, безобидную по внешности и как-будто трактующую об отвлеченно-академическом вопросе. На самом деле заключительные строки статьи Тредиаковского имели явно провокационный характер, так как были направлены против субсидировавшихся правительством занятий Ломоносова мозаичным искусством. Живопись, производимая малеванием, писал Тредиаковский весьма превосходное мозаичной живописи, по рассуждению славного в ученом сбеге автора, ибо невозможно, говорит он, подражать совершенно камешками и стеклышками всем красотам и прият по стяи, изображаемым от и скусныя кисточки на картине из масла, или на стене, так называемою фрескою из воды по сырой извести. 6

i

с

 

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика