по адресу литературных
противников. Если всмотреться в строчку: новое изобретение выдумал Пчелку и
посылал ее но мед на стрелку, чтобы притом жалила подьячих, то станет
совершенно очевидно, что стихи
Под сею кочкою оплачь, прохожий,
Пчелку, Что не ленилаея по мед летать на стрелку,
являются только ритмическим
переложением первой. Что-именно так обстояло дело, видно еще из того, что
Примечание
Ломоносова дает правильное чтение по мед на стрелку вместо в подлито летать на
стрелку, как встречается в Казанском сборнике и сборнике Л. Б. Модзалевского.
Примечание было вызвано, как
указано в самом ого тексте, фразою Лефевра: aQuandunlel parallele designe deux
genies createurs. . . Когда подобная параллель
обрисовывает двух творческих гениев. Но самое удивительное, однако, то, что
в ccDiscours sur le progres des beaux arts en Rnssiev Лефевра, экземпляры
которого
имеются в Публичной библиотеке Ленинград, в Библиотеке Академии Наук и
Библиотеке ГАФКЭ Москва, этой фразы нет. Из сказанного, однако, не следует,
что ее не было. Дело обстояло несколько сложнее, чем это могло показаться, и
причины исчезновения фатальной фразы могут быть отчасти выяснены из письма
аббата
Лефевра к Сумарокову, которое в невполне исправной копни сохранилось в
портфелях
Миллера.
Вот
это письмо в переводе:
Милостивый
государь
Имею честь представить Нам
экземпляр маленького сочинения, которое было продиктовано более чувством, чем
красноречием. Великие добродетели вашей августейшей повелительницы, которые я
осмеливаюсь
начертать здесь, справедливость, которую воздает здесь по достоинству вашему
заслуживающему почтения народу иноземен, и похвала, которая произносится
здесь в честь вашего просвещения, должны
были бы, милостивый государь, снискать мне благосклонность со стороны ваших
сограждан, писателей нашей страны, снисхождение, АО не пропеки, внимание, а
не интриги. Откровенно говорю,
что пас преследую никаких целей, что я
поклонник Елизаветы. Это естественно должно было бы создать мне
соперников, но
не врагов.
История не повествует нам о том,
что те, кто осмелился приняться За писание портрета Александра, подверглись
избиению камнями па том только основании, что портрет, нарисованный Апеллесом,
оказался вполне удачным. Несмотря на существование Панегирика Траяну, в Риме
не вменялось в вину с-т
лпу. ппояикнттому
жеод, таем
счастья отечеству.