Трехлетнее
пребывание
Ломоносова в Марбурге дало ему разнообразные познания в области естественных
наук. Он стал высокообразованным человеком и находился на уровне последних
достижений современной ему науки. В Марбурге Ломоносов расширил теоретическую
подготовку в области гуманитарных и естественных наук, создал основу для
освоения технического прикладного знания. Предстояло дальнейшее обучение во
Фрейбурге,
который представлял собой центр металлургической промышленности. Рудники и
металлургические установки в Саксонии с XVI в. считались хорошей школой
горного и металлургического дела. Недаром еще в 1706 г. Петр I отправил туда
большое число русских молодых людей для
изучения этих производств; такие посылки для обучения продолжались от времени
до времени и до Ломоносова. Обучение во Фрейбурге во времена Ломоносова велось
у отдельных специалистов частным образом, с оплатой по соглашению, так как
фрейбергская
горная академия была основана позднее, в 1765 г. Ломоносов со своими
товарищами прибыл во Фрейбург 25 июля
1739 г. ; здесь им предстояло заниматься под руководством Иоганна Фридриха
Ганкеля.
Последнему было уже 60 лет, когда русские студенты встретились с ним. Будучи
по образованию медиком и занимаясь сначала врачебной деятельностью, он
заинтересовался также рудным делом и металлургией. Принявшись за изучение
химии, минералогии и металлургии, он приобрел познания в этих науках и вскоре
сделался известным как преподаватель химии, минералогии и металлургии. Он вел
практические занятия со слушателями, показывая различные опыты. Металлургия
излагалась им как приложение к химии. Интересна характеристика Ганкеля, данная
В. И. Вернадским в статье О значении трудов М. В. Ломоносова в минералогии
и геологии. Цат. по: Б. Н. М е н. Ш. у т к и н. Труды М. В. Ломоносова
по физике и химии. М. Л. , 1936, стр. 38.
Ганкель был химик
старого
склада, без следа оригинальной мысли, сделавший, однако, ряд верных частных
наблюдений, выросший на практической школе пробирера и металлурга . .
. Огромная
масса его наблюдений, опытность в отдельных практических вопросах, соединенная
с суеверием ученого ремесленника, полное непонимание всего нового или
возвышающегося над обычным таковы характерные черты его научных работ. Из
Марбурга Ломоносов как бы попал в среду, которая была живой 50 лет назад, и
от интересов боевого, нового, передового течения в умственной жизни Германии
он сразу окунулся в затхлую атмосферу ученого ремесленника, давно ушедшего от
научной работы.
В письме к Шумахеру
от 16
ноября 1740 г. Ломоносов сообщал о
приемах преподавания, применявшихся Ганкелем, и дал некоторую оценку его как
преподавателя и ученого. Большая часть опытов Ганкеля ради его неловкости не
удавались; в то же время он всю разумную философию презирал, писал Ломоносов.
Я же не хотел бы променять на него свои, хотя и малые, но основательные
знания, и не вижу причины, почему мне его почитать своею путеводною звездою и
единственным своим спасением. Самые обыкновенные процессы, о которых почти во
всех химических книжках говорится, он держит в секрете и сообщает их неохотно;
горному же искусству гораздо лучше можно обучиться у любого штейгера, который
всю жизнь свою в рудниках проводит, нежели у него. Естественную историю
нельзя научить в кабинете г. Ганкеля,
из его капов и ящичков; нужно самому в разных рудниках побывать и сравнить
ситуацию различных мест, свойства гор и почвы и взаимное отношение находящихся
в них минералов. Этот торгаш от науки, человек, алчный к деньгам, знавший
преимущественно отдельные практические рецепты и ремесленные
навыки, конечно, представлял
собою прямую противоположность Вольфу, вовсе не похожему на обычных немецких
ученых того времени. Неудивительно, что его поведение как преподавателя и
человека быстро вызвало душевный протест у Ломоносова. Недолго пробыл
Ломоносов во Фрейбурге. Разочаровавшись в Ганкеле, он уехал в мае 1740 г.
, т.
е. не прожив там даже полного года. Однако он успел побывать на
рудниках и заводах, ознакомиться с рудным делом, приемами выплавки металлов
из руд, пройти курс химии и пробирного искусства. Рамки генкелевской
аудитории были тесны для Ломоносова; он быстро усвоил научные методы, приемы
Ганкеля
и убедился в узости, ограниченности его знаний. Попытки Ломоносова
высказывать свои взгляды встретили протест со стороны Ганкеля и повели к
разрыву.
8 июня 1741
г. Ломоносов вернулся в Петербург. Он
приехал с вполне сложившимися взглядами на задачи ученого, на науку, на
главный предмет своей профессии химию.