bezborodov-silikati

 

БЕЗБОРОДОВ М.А. М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕЗБОРОДОВ М.А.
М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ
стр. 21


они не дали убедительных материалов для решения этого вопроса. Если считаться с китайскими источниками, то изобретение фарфора должно быть отнесено к периоду Хинь, т. е. в пределах от 206 г. до н. э. и до 221 года н. э. М. Н. Кречетова и Э. Весгфален. Китайский фарфор. Гас. Эрмитаж, Л. , 1947, стр. 3.

Во время посещения Китая и длительного пребывания в нем венецианского купца Марко Поло в конце XIII в. китайские фарфоровые изделия достигли уже высокой степени совершенства и изготовлялись в большом количестве. Марко Поло, а вместе с ним и его современники европейцы, которым он привез из Китая фарфор, были поражены его изяществом и белизной. Вот восторженный отзыв Марко Поло о китайском фарфоре, впервые увиденном им: Есть в этой области город Тинуги; делают там большие и маленькие фарфоровые чашки, лучших и не выдумаешь; делаются они только в том городе и отсюда развозятся по свету. Их тут много и они дешевы; за один венецианский грош дают три, да таких красивых, лучше и желать нельзя. Марко П. о л о. Путешествие. Перевод со старо-франц. И. П. Минаева. Гас. изд. худо. литер. , Л. , 1940, стр. 181.

Китайский фарфор понравился европейцам, и с конца XIII в. начинается оживленная торговля фарфоровыми изделиями между Китаем и Европой. Однако через некоторое время у европейцев появляется желание узнать секрет изготовления фарфора, чтобы самим организовать его производство у себя в Европе. Спрос на фарфор был большой, ценился он дорого, торговля им шла оживленно.

Китайцы ревниво оберегали секреты изготовления его от пытливых европейцев и строго наказывали тех своих земляков, которые делали попытки выдать эти секреты чужестранцам. Предприимчивые европейцы делали всевозможные ухищрения, чтобы проникнуть на фарфоровое производство в Китае и ознакомиться с его секретами.

В конце XVII в. французский патер ДАнтреколл под предлогом миссионерства едет в Китай с целью выведать китайский секрет. Ему удается кое-что узнать, кое-что подсмотреть. Его наблюдения были опубликованы на французском языке в начале XVIII в. и могли стать достоянием всех образованных людей того времени; нет сомнения в том, что их должен был знать и М. В. Ломоносов. На русском языке записки ДАнтреколла появились в 1790 г. в книге под названием: Подробное описание, как китайцы делают свои фарфор. . . Из записок иезуита ДАнтреколла, изданных отцом Да Гольдом. В пользу имеющих или желающих завести в Российской империи подобные заводы. Перевел с французского языка медицинского факультета студент Гавриил Смирнов. Москва, 1790 год. Известно, в частности, что Д. И. Виноградов был знаком с записками патера ДАнтреколла на французском языке; он упоминает об этих записках делая ссылку на французское издание в своем Обстоятельном описании чистого порцелина. ГАДА, . . . д. 28 52405, л. 171. Ознакомление с записками ДАнтреколла убеждает нас в том, что они представляют собой набор всевозможных сумбурных сведений, относящихся к изготовлению китайцами фарфора, и никакой технической или производственной ценности не имеют. По таким данным невозможно было бы не только построить новое производство, но и понять отчетливо, в чем оно заключается. Нет никакой возможности по его запискам представить себе ясно и самое главное: что такое фарфор. Из записок ДАнтреколла можно было сделать лишь одно заключение: для изготовления фарфора китайцы применяют два исходных сырьевых материала: каолин и петунтзе.

Однако европейцы во времена Ломоносова не знали этих материалов, и названия их были лишены реального значения и смысла. Таково было открытие, сделанное ДАнтреколлом в Китае; он смог сообщить европейцам лишь то, что сочетание каолина и петунтзе дает фарфор, о котором мечтали правители всех европейских стран того времени. Но ДАнтреколл не мог сказать самого важного: где в Европе можно найти эти материалы и что они собой представляют с химической и физической точки зрения. Таким образом, китайский секрет остался по существу неразгаданным.

Насколько недостаточны были знания о каолине и петунтзе в XVIII в. , можно судить, например, по запискам русского-академика В. М. Севергина 17651826 гг. , обладавшего весьма богатой эрудицией в области минералогии и химии.

В согласии с современной наукой, Севергин считал, чти петунтзе и каолин есть разновидности полевого шпата, находящиеся в Китае: Уверяют, что у китайцев известно две разности оного т. е.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Пародию на хит «Тает лед» группы «Грибы» сняли медики из Тольятти
Пародия на песню «Тает лед», группы «Грибы» в исполнении врачей горбольницы №5 Тольятти стремительно набирает популярность в соцсетях. Такой вот сюрприз они сделали ко Дню медика.
В столичном метро «Ночь русского балета» увидели более 200 зрителей
Лучшие партии из русских балетных постановок увидели около 200 человек, сообщили ТАСС в пресс-службе метрополитена. На станции "Новослободская" выступили артисты театра "Кремлевский балет" Государственного Кремлевского дворца.
Сегодня в Екатеринбурге стартует Венский фестиваль музыкальных фильмов
Завершится фестиваль 15 июля выступлениями диджеев, - рассказал пресс-секретарь УрФУ Дмитрий Бенеманский. Фестиваль пройдет в Екатеринбурге в восьмой раз.
Концерт классической музыки пройдет 1 июля в «Аптекарском огороде»
Классический концерт под открытым небом Classic Open Air Moscow пройдет в ботаническом саду МГУ "Аптекарский огород" 1 июля, сообщает портал правительства Москвы.
Рустам Хамдамов представил на суд жюри ММКФ картину «Мешок без дна»
Продолжаются конкурсные показы 39-го Московского Международного кинофестиваля. В программе – много дебютов, но есть и работы признанных мэтров. Один из них, мастер ассоциативного и визуального киноряда, Рустам Хамдамов представил на суд жюри свою новую картину – «Мешок без дна».
Солистке рок-группы Evanescence вручили пермские гусли
Солистке рок-группы Evanescence из США Эми Ли во время выступления в Москве вручили гусли, сделанные специалистами пермской мастерской «Пустельга» по заказу группы. Возможно, звуки музыкального инструмента из Прикамья можно будет услышать на новой пластинке коллектива — Synthesis.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика