bezborodov-silikati

 

БЕЗБОРОДОВ М.А. М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕЗБОРОДОВ М.А.
М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ
стр. 23


не гнушаются никакими средствами для этой цели: крадут фарфоровую массу, переманивают к себе мастеров-арканистов и т. п.

Попытки организовать производство фарфора или фаянса в России начинаются при Петре I. Н. Спилиоти. Фарфор на исторической выставке предметов искусства в С. Петербурге, 1904 год. Художественные сокровища России, т. IV, 6. 7 и 8, 1904 гл. II: Фарфоровое производство в России, стр. 127. Для этой цели еще в 1718 г. в Россию был выписан голландский мастер Эггебрехт собственник небольшой фаянсовой фабрики в Дрездене. Эггебрехт пробыл в России недолго и не дал ничего полезного. По поручению Петра I русский заграничный агент Юрий Кологривы пытался выведать секрет фарфорового производства в Мейсене, но потерпел неудачу. В 1724 г. русский купец Гребенщиков основал в Москве за свой счет фаянсовую фабрику; на ней же велись опыты по изготовлению фарфора из отечественных материалов; опыты эти не получили должного развития. Были также попытки заимствовать фарфоровое производство из Китая. За большую сумму удалось подкупить одного китайского фарфорового мастера, который выдал секрет сибиряку Курину. Хитрый китаец, по- видимому, что-то скрыл от Курина, так как последний не смог получить фарфора, хотя производил опыты по его изготовлению близ Петербурга по высочайшему указу. M. А. Безбородов. История возникновения первого русского фарфора. Тр. Инист. истории естествозн. АН СССР, т. П., М. , 1948, стр. 269. Он же. Сырьевые материалы Карело-Финской ССР в производстве первого русского фарфора. Зив. кар. финск. базы АН СССР, 1-2, Петрозаводск, 1947, стр. 15.

После всех упомянутых неудач по налаживанию фарфорового дела в России было решено, наконец, пригласить в Петербург иностранца, который знал бы практически секрет изготовления фарфора и который смог бы на месте организовать его производство. При Елизавете Петровне, в 1744 г. был приглашен в Россию порцелинного дела мастер Кристоф Конрад Унгер, уроженец Тюрингии. Живя в Дрездене он подружился с Бетгером одним из изобретателей саксонского фарфора, работавшим на Майсенском фарфоровом заводе. Встречаясь с Бетгором, Унгер получил от него какие-то сведения о фарфоре и стал выдавать себя за арканиста человека, знающего тайну, знатока фарфорового и фаянсового дела, хотя на самом деле он был посредственным позолотчиком.

Есть сведения о том, что с 1720 по 1724 г. Унгер работал на фарфоровом заводе в Венеции; работа на заводе велась на массе, украденной Унгером в Мейсене. Э. К в е р. ф. е л ь д. т. Фарфор. Л. , 1940, стр. 76. Затем он вновь возвращается в Мейсен и живет там до 1729 г. Далее мы встречаем Унгера в Швеции, в Стокгольме. Из Стокгольма Унгер направляется в Россию, где берет на себя обязательство по контракту, подписанному бароном Н. Корфом, учредить в Санкт-Петербурге мануфактуру для делания голландской посуды таков и чистого фарфора так, как оный в Саксонии делается. Императорский фарфоровый завод 1744-1904гг. . Приложение 7, стр. 6 контракт от 1 февраля 1744 г.

Шарлатан и авантюрист, обладавший к тому же большим самомнением и неуживчивым характером, Унгер скоро обнаружил свое полное невежество и неспособность к организации порцелинного дела.

Дмитрий Иванович Виноградов, находившийся на порцилиновой мануфактуре с момента ее зарождения и наблюдавший Унгера со времени его приезда в Россию, так отзывается о нем: К началу оного порцелина дал повод некто родом из Саксонии именем X. К. Унгер, который по многим государствам волочившись наконец и здесь в России обязался контрактом порцелин в доброте подобной Саксонскому делать, но чрез пять лет напрасно время на то употребивши наконец получил свой абсид за неисполнение своего обещания в деле порцелина. ГАДА, . . . д. 752384, л. 36.

И действительно, 10 ноября 1748 г. был дан указ об отставке Унгера. В указе говорится: Объявитель сего, порпелинного дела мастер Кристоф Конрад Унгер, который по контракту обретался в службе ее императорского величества, из оной службы уволен, и дан ему сей аплит из кабинета ее императорского величества, с которым явиться ему в Коллегии Иностранных дел для получения паспорта. Императорский фарфоровый завод. Приложение No 8, стр. 6. Останавливаясь на деятельности Унгера в России, мы можем лишь сказать, что секрета фарфорового производства он не знал, надлежащего технического образования и опыта не имел и потому оказался совершенно неспособным к организации нового дела в России. Тот же Д. И.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Ольга Кормухина намерена подать в суд на Полину Гагарину за песню Цоя
Исполнительница Ольга Кормухина рассказала, что планирует подать в суд на Полину Гагарину из-за ее кавера на песню Виктора Цоя.
Малефисента: Владычица тьмы появится на экранах уже в октябре
На экраны кинотеатров выходит долгожданный фильм https://www.ivi.ru/watch/143607 — продолжение первой части сказочной истории «Малефисента» (другое название «Колдунья»). В июле 2019 года в интернете появился второй трейлер, быстро набравший сотни тысяч просмотров.
Энг Ли: «В фильмах есть смысл. В жизни нет»
Вскоре Генри выясняет, что его противник как две капли воды похож на него самого в молодости. Мы поговорили с режиссером картины Энгом Ли ("Жизнь Пи", "Крадущийся тигр, затаившийся дракон") о любви ко всему новому, об актерском прошлом и о советах, которые он дал бы себе молодому.
Премию «Ясная поляна» получил Сергей Самсонов за роман о Донбассе
Лауреатом литературным премии "Ясная поляна" в номинации "Современная проза" стал писатель Сергей Самсонов за роман о Донбассе "Держаться за землю", церемония вручения наград прошла во вторник в Большом театре, передает корреспондент РИА Новости.
Мишель Пфайффер вернется в Россию за красотой
Голливудская звезда Мишель Пфайффер прилетала в Москву, чтобы представить фильм «Малефисента: Владычица тьмы». Актриса сыграла в киноленте одну из главных ролей.
Николь Кидман и Марго Робби пришли на премьеру в похожих костюмах
Николь Кидман сделала ставку на элегантность. Ее брючный костюм больше напоминал офисное решение. Если бы не белый цвет, актрисе пришлось бы оправдываться за столь банальный выбор для такого торжественного события.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика