bezborodov-silikati

 

БЕЗБОРОДОВ М.А. М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕЗБОРОДОВ М.А.
М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ
стр. 25


porcellanam mutando; на этом же заседании чтение ее былой закончено. Никаких решений по поводу ее в протоколе записано не было.

На отдельном листке, вложенном в тетрадь с диссертацией Вейтбрехта, находится перечень образцов на немецком языке. Даем его в русском переводе:

1.          &nb sp;              ;             & nbsp;      Светлоголубоестекло6образцов,

2.          &nb sp;              ;             & nbsp;      Светлозеленоестекло5образцов,

3.          &nb sp;              ;             & nbsp;      Темнозеленоестекло3образца,

4. Черно- зеленое бутылочное стекло 4 образца.

Каждый из образцов сопровождается указанием веса, в скрупулах, драхмах и гранах. Самый тяжелый из них в переводе на метрическую систему весил 28. 68 г, а самый легкий 3. 25 г. Образцы стекла, превращенного в фарфор профессором И. Вейтбрехтом, до нас не дошли, но тем не менее мы можем вообразить, что они собой представляли. Это были образцы закристаллизовавшихся под влиянием благоприятной тепловой обработки стекол, которые приобрели благодаря этому белый цвет, весьма похожий на цвет фарфора.

Диссертация Вейтбрехта представляет большой интерес как для истории науки, так и для характеристики взглядов на фарфор некоторых ученых того времени. Следует при этом подчеркнуть, что она была написана не случайным и частным лицом, а членом Академии Наук, зачитана на ее заседании и сопровождалась экспериментальными образцами.

Постановка работы по фарфору именно в 1744 г. была также не случайной: осенью этого года в Россию прибыл иностранный мастер Кристоф Конрад Унгер для налаживания работы порцилиновой мануфактуры; о его бесславной роли в этом деле уже упоминалось ранее. Осенью того же года бергмейстер Дмитрий Иванович Виноградов был откомандирован из Берг-коллегии на ту же порцелиновую мануфактуру для присмотру дела порцелина, как он сам писал. Таким образом, 1744 г. надо сигать годом начала работ по получению русского фарфора, если не считать безуспешные попытки в этом же направлении, которые производились в России и ранее. Проф. И. Вейтбрехт, который не мог не знать о приглашении в Россию Унгера и о назначении Д. Виноградова, осенью 1744 г. сам поторопился получить фарфор независимо от них, произвел опыты и уже доложил о них в начале 1745 г. Фарфор Вейтбрехта не имел успеха. Его опыты не получили продолжения в Академии Наук, в то время как работы на порцелиновой мануфактуре благодаря Д. И. Виноградову успешно подвигались. Немного позже там же, в Академии Наук, работы по фарфору были поставлены Ломоносовым, но совсем на иных началах, чем у Вейтбрехта.

Таким образом, идея стеклообразного фарфора, доложенная в Петербургской Академии Наук профессором И. Вейтбрехтом в 1744-45 гг. , не получила в ней поддержки. Возникшая во Франции, она стала известной благодаря статьям Реомюра, опубликованным в Трудах Парижской Академии Наук 1727 и 1729 гг. , упоминавшимся нами ранее. Ею воспользовался в своей работе Вейтбрехт, но безуспешно. Идея эта, представлявшая собой некоторое заблуждение в технологии фарфора, не встретила поддержки на русской почве, где получение фарфора было поставлено и развивалось на иных принципах, разработанных и развитых в трудах Виноградова и Ломоносова. В своей диссертации профессор Вейтбрехт ссылается на Реомюра, который изобрел способ изготовлять фарфор, исходя из стекла. Этот способ получения фарфора из стекла, вслед за Реомюром, упоминается в литературе неоднократно, почти до конца XVIII в. Приведем некоторые примеры.

В своей Минералогии, выпущенной в русском переводе в 1763 г. , Иоганн Готшалк Валерий дает характеристику фарфора и делит его на два вида: настоящий и ненастоящий. Про последний он пишет, что из разного стекла, ежели оное вместе с известью обжигать, фарфор делать можно, который способ описан Реомюром во французских ученых записках. Иоганн Готшалк Валерий. Минералогия или описание всякого рода руд и ископаемых из земли вещей. Перев. с нем. И. Флаттера, СПб. , 1763, стр. 625.

В журнале Экономический магазин в 1781 г. появилась анонимная заметка под заголовком: Способ стеклянные сосуды превращать в некоторый род фарфора. Экономический магазин, ч. VII. М. , 1781, стр. 143-144. Цитируем ее полностью.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Лев Лещенко рассказал о своей госпитализации
Советский и российский певец, народный артист РСФСР Лев Лещенко подтвердил ТАСС, что в субботу попал в больницу, но в настоящее время он чувствует себя нормально и готовится к новым выступлениям.
Опубликован первый трейлер третьего сезона «Очень странных дел»
Видеосервис Netflix выпустил первый тизер-трейлер третьего сезона сериала «Очень странные дела». Ролик был опубликован на официальном YouTube-канале площадки. Стоит отметить, что в трейлере не показано ни одного отснятого кадра.
Безработный актер из Екатеринбурга снимется в фильме Гая Ричи
Безработный актер из Екатеринбурга снимется в фильме Гая Ричи Россиянину Леону Янину улыбнулась удача. Безработного актера из Екатеринбурга Леона Янина позвали в фильм прославленного британского режиссера Гая Ричи.
«Яндекс» назвал самые популярные запросы в 2018 году
В исследовании, которое опубликовано на сайте компании, наиболее популярные запросы текущего года представлены в десяти категориях, среди которых «Главные события», «Фильмы», «Сериалы», «Люди», «Музыка» и другие. Главным событием уходящего года стал состоявшийся в России чемпионат мира по футболу.
На Манежной площади горожанам покажут праздничные световые шоу
С 14 до 20 декабря столичные жители смогут увидеть сказочные истории о Новом годе и Рождестве в грандиозных световых проекциях на фасаде «Манежа». Как сегодня сообщил сайт мэра Москвы, два ярких световых шоу «Путешествие в Рождество» и «Новогодняя Москва» покажут на фасаде выставочного зала «Манеж».
В Петербурге установили арт-объект в поддержку российских рэперов
Фотографией арт-объекта создатели поделились в социальной сети «ВКонтакте». Они установили скульптуру в виде микрофона, который символично закован в наручники. Таким образом, «Явь» хотели показать свое возмущение по поводу нынешней ситуации вокруг рэперов.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика