bezborodov-silikati

 

БЕЗБОРОДОВ М.А. М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕЗБОРОДОВ М.А.
М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ
стр. 25


porcellanam mutando; на этом же заседании чтение ее былой закончено. Никаких решений по поводу ее в протоколе записано не было.

На отдельном листке, вложенном в тетрадь с диссертацией Вейтбрехта, находится перечень образцов на немецком языке. Даем его в русском переводе:

1.          &nb sp;              ;             & nbsp;      Светлоголубоестекло6образцов,

2.          &nb sp;              ;             & nbsp;      Светлозеленоестекло5образцов,

3.          &nb sp;              ;             & nbsp;      Темнозеленоестекло3образца,

4. Черно- зеленое бутылочное стекло 4 образца.

Каждый из образцов сопровождается указанием веса, в скрупулах, драхмах и гранах. Самый тяжелый из них в переводе на метрическую систему весил 28. 68 г, а самый легкий 3. 25 г. Образцы стекла, превращенного в фарфор профессором И. Вейтбрехтом, до нас не дошли, но тем не менее мы можем вообразить, что они собой представляли. Это были образцы закристаллизовавшихся под влиянием благоприятной тепловой обработки стекол, которые приобрели благодаря этому белый цвет, весьма похожий на цвет фарфора.

Диссертация Вейтбрехта представляет большой интерес как для истории науки, так и для характеристики взглядов на фарфор некоторых ученых того времени. Следует при этом подчеркнуть, что она была написана не случайным и частным лицом, а членом Академии Наук, зачитана на ее заседании и сопровождалась экспериментальными образцами.

Постановка работы по фарфору именно в 1744 г. была также не случайной: осенью этого года в Россию прибыл иностранный мастер Кристоф Конрад Унгер для налаживания работы порцилиновой мануфактуры; о его бесславной роли в этом деле уже упоминалось ранее. Осенью того же года бергмейстер Дмитрий Иванович Виноградов был откомандирован из Берг-коллегии на ту же порцелиновую мануфактуру для присмотру дела порцелина, как он сам писал. Таким образом, 1744 г. надо сигать годом начала работ по получению русского фарфора, если не считать безуспешные попытки в этом же направлении, которые производились в России и ранее. Проф. И. Вейтбрехт, который не мог не знать о приглашении в Россию Унгера и о назначении Д. Виноградова, осенью 1744 г. сам поторопился получить фарфор независимо от них, произвел опыты и уже доложил о них в начале 1745 г. Фарфор Вейтбрехта не имел успеха. Его опыты не получили продолжения в Академии Наук, в то время как работы на порцелиновой мануфактуре благодаря Д. И. Виноградову успешно подвигались. Немного позже там же, в Академии Наук, работы по фарфору были поставлены Ломоносовым, но совсем на иных началах, чем у Вейтбрехта.

Таким образом, идея стеклообразного фарфора, доложенная в Петербургской Академии Наук профессором И. Вейтбрехтом в 1744-45 гг. , не получила в ней поддержки. Возникшая во Франции, она стала известной благодаря статьям Реомюра, опубликованным в Трудах Парижской Академии Наук 1727 и 1729 гг. , упоминавшимся нами ранее. Ею воспользовался в своей работе Вейтбрехт, но безуспешно. Идея эта, представлявшая собой некоторое заблуждение в технологии фарфора, не встретила поддержки на русской почве, где получение фарфора было поставлено и развивалось на иных принципах, разработанных и развитых в трудах Виноградова и Ломоносова. В своей диссертации профессор Вейтбрехт ссылается на Реомюра, который изобрел способ изготовлять фарфор, исходя из стекла. Этот способ получения фарфора из стекла, вслед за Реомюром, упоминается в литературе неоднократно, почти до конца XVIII в. Приведем некоторые примеры.

В своей Минералогии, выпущенной в русском переводе в 1763 г. , Иоганн Готшалк Валерий дает характеристику фарфора и делит его на два вида: настоящий и ненастоящий. Про последний он пишет, что из разного стекла, ежели оное вместе с известью обжигать, фарфор делать можно, который способ описан Реомюром во французских ученых записках. Иоганн Готшалк Валерий. Минералогия или описание всякого рода руд и ископаемых из земли вещей. Перев. с нем. И. Флаттера, СПб. , 1763, стр. 625.

В журнале Экономический магазин в 1781 г. появилась анонимная заметка под заголовком: Способ стеклянные сосуды превращать в некоторый род фарфора. Экономический магазин, ч. VII. М. , 1781, стр. 143-144. Цитируем ее полностью.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
yatour купить в минске
Пародию на хит «Тает лед» группы «Грибы» сняли медики из Тольятти
Пародия на песню «Тает лед», группы «Грибы» в исполнении врачей горбольницы №5 Тольятти стремительно набирает популярность в соцсетях. Такой вот сюрприз они сделали ко Дню медика.
В столичном метро «Ночь русского балета» увидели более 200 зрителей
Лучшие партии из русских балетных постановок увидели около 200 человек, сообщили ТАСС в пресс-службе метрополитена. На станции "Новослободская" выступили артисты театра "Кремлевский балет" Государственного Кремлевского дворца.
Сегодня в Екатеринбурге стартует Венский фестиваль музыкальных фильмов
Завершится фестиваль 15 июля выступлениями диджеев, - рассказал пресс-секретарь УрФУ Дмитрий Бенеманский. Фестиваль пройдет в Екатеринбурге в восьмой раз.
Концерт классической музыки пройдет 1 июля в «Аптекарском огороде»
Классический концерт под открытым небом Classic Open Air Moscow пройдет в ботаническом саду МГУ "Аптекарский огород" 1 июля, сообщает портал правительства Москвы.
Рустам Хамдамов представил на суд жюри ММКФ картину «Мешок без дна»
Продолжаются конкурсные показы 39-го Московского Международного кинофестиваля. В программе – много дебютов, но есть и работы признанных мэтров. Один из них, мастер ассоциативного и визуального киноряда, Рустам Хамдамов представил на суд жюри свою новую картину – «Мешок без дна».
Солистке рок-группы Evanescence вручили пермские гусли
Солистке рок-группы Evanescence из США Эми Ли во время выступления в Москве вручили гусли, сделанные специалистами пермской мастерской «Пустельга» по заказу группы. Возможно, звуки музыкального инструмента из Прикамья можно будет услышать на новой пластинке коллектива — Synthesis.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика