bezborodov-silikati

 

БЕЗБОРОДОВ М.А. М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕЗБОРОДОВ М.А.
М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ
стр. 25


porcellanam mutando; на этом же заседании чтение ее былой закончено. Никаких решений по поводу ее в протоколе записано не было.

На отдельном листке, вложенном в тетрадь с диссертацией Вейтбрехта, находится перечень образцов на немецком языке. Даем его в русском переводе:

1.          &nb sp;              ;             & nbsp;      Светлоголубоестекло6образцов,

2.          &nb sp;              ;             & nbsp;      Светлозеленоестекло5образцов,

3.          &nb sp;              ;             & nbsp;      Темнозеленоестекло3образца,

4. Черно- зеленое бутылочное стекло 4 образца.

Каждый из образцов сопровождается указанием веса, в скрупулах, драхмах и гранах. Самый тяжелый из них в переводе на метрическую систему весил 28. 68 г, а самый легкий 3. 25 г. Образцы стекла, превращенного в фарфор профессором И. Вейтбрехтом, до нас не дошли, но тем не менее мы можем вообразить, что они собой представляли. Это были образцы закристаллизовавшихся под влиянием благоприятной тепловой обработки стекол, которые приобрели благодаря этому белый цвет, весьма похожий на цвет фарфора.

Диссертация Вейтбрехта представляет большой интерес как для истории науки, так и для характеристики взглядов на фарфор некоторых ученых того времени. Следует при этом подчеркнуть, что она была написана не случайным и частным лицом, а членом Академии Наук, зачитана на ее заседании и сопровождалась экспериментальными образцами.

Постановка работы по фарфору именно в 1744 г. была также не случайной: осенью этого года в Россию прибыл иностранный мастер Кристоф Конрад Унгер для налаживания работы порцилиновой мануфактуры; о его бесславной роли в этом деле уже упоминалось ранее. Осенью того же года бергмейстер Дмитрий Иванович Виноградов был откомандирован из Берг-коллегии на ту же порцелиновую мануфактуру для присмотру дела порцелина, как он сам писал. Таким образом, 1744 г. надо сигать годом начала работ по получению русского фарфора, если не считать безуспешные попытки в этом же направлении, которые производились в России и ранее. Проф. И. Вейтбрехт, который не мог не знать о приглашении в Россию Унгера и о назначении Д. Виноградова, осенью 1744 г. сам поторопился получить фарфор независимо от них, произвел опыты и уже доложил о них в начале 1745 г. Фарфор Вейтбрехта не имел успеха. Его опыты не получили продолжения в Академии Наук, в то время как работы на порцелиновой мануфактуре благодаря Д. И. Виноградову успешно подвигались. Немного позже там же, в Академии Наук, работы по фарфору были поставлены Ломоносовым, но совсем на иных началах, чем у Вейтбрехта.

Таким образом, идея стеклообразного фарфора, доложенная в Петербургской Академии Наук профессором И. Вейтбрехтом в 1744-45 гг. , не получила в ней поддержки. Возникшая во Франции, она стала известной благодаря статьям Реомюра, опубликованным в Трудах Парижской Академии Наук 1727 и 1729 гг. , упоминавшимся нами ранее. Ею воспользовался в своей работе Вейтбрехт, но безуспешно. Идея эта, представлявшая собой некоторое заблуждение в технологии фарфора, не встретила поддержки на русской почве, где получение фарфора было поставлено и развивалось на иных принципах, разработанных и развитых в трудах Виноградова и Ломоносова. В своей диссертации профессор Вейтбрехт ссылается на Реомюра, который изобрел способ изготовлять фарфор, исходя из стекла. Этот способ получения фарфора из стекла, вслед за Реомюром, упоминается в литературе неоднократно, почти до конца XVIII в. Приведем некоторые примеры.

В своей Минералогии, выпущенной в русском переводе в 1763 г. , Иоганн Готшалк Валерий дает характеристику фарфора и делит его на два вида: настоящий и ненастоящий. Про последний он пишет, что из разного стекла, ежели оное вместе с известью обжигать, фарфор делать можно, который способ описан Реомюром во французских ученых записках. Иоганн Готшалк Валерий. Минералогия или описание всякого рода руд и ископаемых из земли вещей. Перев. с нем. И. Флаттера, СПб. , 1763, стр. 625.

В журнале Экономический магазин в 1781 г. появилась анонимная заметка под заголовком: Способ стеклянные сосуды превращать в некоторый род фарфора. Экономический магазин, ч. VII. М. , 1781, стр. 143-144. Цитируем ее полностью.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Участники интеллектуального лагеря в Тюмени провели финальный квиз
В Тюмени состоялся финальный квиз от участников школьного проекта Z-CAMP. Разработкой вопросов и ведением игры ребята занимались самостоятельно под присмотром наставников интеллектуального направления. На мероприятие пригласили школьников, студентов и родителей участников смены.
Niletto попал на обложку Forbes
Известный певец из Екатеринбурга попал на обложку августовского номера Forbes. Niletto впервые стал лицом престижного издания. Биографическая статья, в которой подробно описывается путь исполнителя к успеху, заняла три разворота журнала.
В Грузии члены жюри в знак протеста покинули литературный конкурс
От участия в литературной премии «Литера» в знак протеста против вмешательства Министерства культуры Грузии отказались четыре члена жюри из пяти, 30 июля сообщает телеканал «Формула». На данный момент часть номинантов, грузинских писателей покинули литературный конкурс.
Табаков, Деревянко и Волобуев вошли в жюри International Emmy Awards
В состав жюри вошли такие деятели кино Сабина Ахмедова, Дарья Чаруша, Данила Шарапов, Сергей Корнихин, Дмитрий Минаев, Мария Меленевская и Маруся Трубникова. Победителей International Emmy Awards 2021 объявят на церемонии в Нью-Йорке.
Музыканты Orisha Sound оказались в России в пандемию из-за сотрудничества с Газмановым
Солисты Orisha Sound Ориша Марлен Пельцер и Кадин Шелдон Уильямс рассказали о сотрудничестве с артистом Олегом Газмановым и о том, как коллектив остался в России.
Лидер Green Grey назвал неправильным отношение к русскому языку на Украине
Украинский музыкант и лидер рок-группы Green Grey Дизель рассказал об общем отношении к русскому языку в стране и тому, как его убивают различными законами и нововведениями. Артист считает, что русский язык является важным не только для Украины, но и для всего мира.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика