Часть образцов из этой
серии была испорчена при обжиге по вине муфеля, который был изготовлен на
стекольном заводе и при нагреве погнулся и лопнул. Образцы были засыпаны
пеплом, а найденные в нем куски фарфора были мелкими ноздрями раздуты, а
другие как шпат слоеваты.
Не являются ли
перечисленные
особенности неудачного обжига доказательством того, что температура в печи
была слишком высока, отчего произошла деформация муфеля, сплавление образцов
фарфора и образование в них пузырей ноздрей Не является ли этот обжиг также
доказательством того, что Ломоносов мог в своих угольных муфельных печах
достигать высокой температуры, когда это было нужно, очевидно, пользуясь при
этом дутьем
Масса 43, составленная с
участием крупного горного хрусталя, оказалась хрупкой
крепкая, т. е. недостаточно механически прочной.
Особенный интерес
имеет табл. 14,
где записаны составы масс и качество фарфора, принадлежащие к пробе
второй. Здесь
8 масс: половина их содержит белую гжельскую глину, другая гжельскую
чернозему.
Все эти массы составлены с горным хрусталем. В серии образцов, входящих в
состав пробы второй, находятся лучшие образцы фарфора Ломоносова, позволяющие
нам сделать вывод, что он успешно решил задачу получения своего
фарфора. Ломоносов
дает примечание в конце пробы второй: Все прозрачны. Только всех прозрачнее и
чище 7. Про образец 7 порядковый 51 он же пишет: Белее саксонского и
глянец