bezborodov-silikati

 

БЕЗБОРОДОВ М.А. М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕЗБОРОДОВ М.А.
М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ
стр. 40


состоит в Коварской мызе в деревне

Устьрудицах. М. В. ЛОМОНОСОВ 1760г. .

По заказу И. И. Шувалова в 1757 г. французский художник Этьен Фессар сделал портрет Ломоносова. Московский университет подготовлял в это время Собрание сочинений его, для чего в первую очередь и был изготовлен этот портрет. Пробные оттиски гравюры на меди, размером 14. 518. 5 см, были показаны Ломоносову 23 ноября 1757 г. Ломоносов изображен за столом, сочиняющим оду Ея императорскому величеству. На столе лежат циркуль, транспортир, стоит глобус, на стенных полках размещена химическая, лабораторная посуда, здесь находятся также и книги. На заднем плане художник показал через окно море о двумя корабликами, над которым разразилась гроза, сверкает молния. Общая мысль автора портрета заключалась в том, чтобы показать Ломоносова в образе поэта придворного одописпа. Увидев такой портрет с поэтическим пейзажем на заднем плане, Ломоносов заявил категорический протест против подобного своего изображения, которое могло бы только усилить разговоры окружавших его людей о том, что он превратился в придворного поэта. Д. С. Бабкин. Образ Ломоносова в портретах XVIII в. Сб. Ломоносов, т. I, М. Л. , 1940, стр. 302317.

Это было далеко от правды: стихотворство было его утехой, а главные интересы его были сосредоточены на науке и на любимом детище его устьрудицкой стеклянной фабрике. Ломоносов пригласил к себе академического художника X. Вортмана и просил его переделать портрет, сделанный Э. Фессаром. В тот же день, 23 ноября, Ломоносов написал письмо И. И. Шувалову и сообщил ему о том, что в портрете есть погрешности и что последние будут исправлены художником Вортманом П. Билярский, УК. соч. , стр. 356. . Вот начало письма Ломоносова: По милостивому Вашего Превосходительства люблению и доброжелательству к наукам нагрыдорованного выгравированного, М. Б. моего портрета несколько листов отпечатано, как Вы приказать изволили, из которых пять при сем приложены. Мастер Вортман, уповаю, что скоро исправит известные в нем погрешности, Ломоносов указал Вортману на несколько недостатков в портрете и среди них на поэтический пейзаж на заднем плане, видимый через окно. Он просил его заменить фессаровский пейзаж таким, который был бы близок к Ломоносову и мог непосредственно отображать его интересы.

Исправленный вариант портрета дан здесь. Как мы видим, вместо вымышленного моря и кораблей со сверкающей молнией изображена устьрудицкая фабрика делания цветных стекол; действующая стекловаренная печь, о чем свидетельствует дым, поднимающийся над крышей; водяная мельница для шлифовки стекла и размола сырьевых стекольных материалов, для распиловки леса и размола зерна; наконец, поленница дров одна из важных подробностей стекольной фабрики, показывающая, что фабрика обеспечена топливом. Подчеркнем, что именно дрова являлись для стекольных заводов важнейшим условием их нормальной работы, так как топливо всегда составляло главнейшую статью в себестоимости стеклянных изделий, отчего и размещение стеклозаводов связано было всегда с лесными массивами. Поэтому сложенные дрова около завода являлись символом его обеспеченности топливом важнейшим фактором его существования Ломоносов, конечно, не случайно выбрал именно этот сюжет для своего портрета: нет сомнения, что он был наиболее близок и дорог ему. Это лучше всего доказывает, какую роль играла в его жизни устьрудицкая фабрика и какое значение он придавил ей среди других своих дел. Так, в своем портрете, вернее в исправлениях погрешностей фессаровского его варианта, Ломоносов показал, что он хочет быть изображенным рядом со своей устьрудицкой фабрикой, на фоне производственного пейзажа. Так он подчеркнул в собственном портрете стремление к промышленной реализации своих научных работ.

В связи с этим вспоминается его письмо, написанное тому же И. И. Шувалову 4 января 1753 г. , когда Ломоносов был поглощен заботами об организации фабрики. Он рассматривает создание ее, как естественное завершение великих химических трудов, его лабораторных работ, которыми он занимался три года; эти труды были бы бесплодно потеряны, если бы ему не удалось их продолжить на фабрике или, как мы сказали бы теперь, реализовать свои лабораторные работы на производстве.

Вот последние фразы из письма Ломоносова к Шувалову: Что ж до кончанин моего всепокорнейшего прошения надлежит о фабрике, то не думайте, Милостивый Государь, чтобы она

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика