наполнить
можем, писал
Посошков. А наипаче таких товаров не принимать, которые кипя выпить, . . .
или приняв разбить и бросить. Стеклянную посуду мочено нам к ним возить, а
не им к нам . . . А кои у нас в России обретаются вещи, яко же соль, железо,
. . . стеклянная посуда, зеркала, очки, оконечные стекла . . . по всем
тем надобно управляться над своим, а у иноземцев отнюдь бы никаких тех вещей
ни на полцены не покупать. И. Посошков. Книга о скудости и богатстве, и
некоторые другие более мелкие сочинения. С предисловием А. А. Кизеветтера. М.
, 1911, стр. 53-55. Техника производства стекла в России была известна с
давних пор. Обычно началом стеклоделия в России принято считать постройку
стекольного завода при Михаиле Федоровиче в 40-х годах XVII в. , пушечного
дела мастером Елисеев Котом. Однако археологические данные говорят о том, что
стекольное производство на Руси возникло задолго до монгольского нашествия. Для
истории начального периода производства стекла в России много дали раскопки В.
В.
Хвойка, производившиеся им в 19071908 гг. в
усадьбе М. М. Петровского, занимавшей северо-западный угол древнего Киева
эпохи первых киевских князей. В. В. Хвойка. Древние обитатели Среднего
Приднепровья и их культура в доисторические времена. Киев. 1913 гл. : Раскопки
в усадьбе М. М. Петровского в Киеве, стр. 63-71. Раскопки производились на
месте пепелища, образовавшегося после пожара, который произошел, по
предположению В. В. Хвойка, вскоре после смерти князя Владимира, т. е. в
1017 г. , когда сгорела значительная часть Киева и пострадала, в
частности, Десятинная церковь.
В б. усадьбе М. М.
Петровского
были обнаружены уцелевшие горна и печи специального устройства, а также
каменные формочки, служившие для отливки котлов, колец, браслетов и т. д.
, . . . множество кусков
разноцветной эмали. В этой же стеклоделательной мастерской с целым рядом
глиняных горнов и печей особого устройства было найдено большое количество
сломанных, поврежденных огнем и отчасти расплавленных стеклянных браслетов и
таких же колец, сообщает автор. Эти остатки свидетельствуют, говорит он
далее, о существовании в Киеве великокняжеского времени специальной
мастерской стеклянных браслетов и колец, в которой изготовлялись также и
эмалевые изделия.
В другой мастерской
изготовлялись превосходные изразцы, покрытые толстым слоем плотной массы в
виде эмалевой поливы. Вместе с этими изделиями были также найдены и куски
разноцветной эмалевой массы и особого вида глиняные тигельки, в которых ее
приготовляли. Судя по археологическим описаниям, стеклоделательная мастерская
была значительных размеров по масштабам того времени. К сожалению, В. В.
Хвойка
не описал конструкции печей и их особенностей, ограничившись лишь общим
выражением, что они были особого устройства, которое не дает никакого
технического
представления о них. В мастерской изготовлялись браслеты разных цветов: голубе,
синие, зеленые, желтые, фиолетовые, черные и топазовые. В массовом
количестве вырабатывались и бусы, а также тонкие стеклянные бокалы.
Б. А. Рыбаков, изучавший
развитие различных ремесел s древней Руси, останавливается, в частности, и на
развитии техники стеклоделия и специального ее применения в виде эмалировочного
производства. Б. А. Рыбаков. Ремесло древней Руси. М. , 1948, стр. 374-
397;
397400. Время появления русского эмальерного искусства выемчатой эмали Б. А.
Рыбаков относит предположительно в IXХ вв. Он ссылается на свидетельство
монаха Реофила из Гельмерсгаузенского монастыря близ Падерборна
Гессен, относимое
ко второй половине Х в. временам Ольги и Святослава. Реофил писал: Если ты
внимательно изучишь Записку, то найдешь тогда . . . , что в тщательности
эмалей. открыла Россия. Theophilus, presbyter.
Schedula diversarum artium. A. Ilg, Wien, 1874, стр.. 9.
Небезынтересно
отметить, что
во Франции собственное производство художественных эмалей в Лиможе налаживается
лишь в XI в.
На основании
тщательного
изучения вопроса Б. А. Рыбаков приходит в своей прекрасной монографии к
следующим выводам:
1. В IVV вв. н. э. в среднем
Приднепровье вырабатывались вещи с выемчатой эмалью; эмалевая масса
доставляется из Рима. В V в. производство бесследно исчезает, так как в
римских мастерских прекращается производство эмалевой массы.
2.
В IXХ
вв. в Киеве, возможно, возникает изготовление медных изделий с выемчатой
эмалью.