bezborodov-silikati

 

БЕЗБОРОДОВ М.А. М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕЗБОРОДОВ М.А.
М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ
стр. 45


3.    Около середины Х в. киевские мастера переходят от выемчатой техники к перегородчатой. К этому времени относится появление стеклянных браслетов в Приднепровье. Во второй половине Х в. о производстве хороших эмалей в России знают в тех западных странах, с которыми Киев вел оживленную торговлю в IXХ вв.

4.    В XIXII вв. Киев становится центром производства прекрасных эмалей, известных по многочисленным кладам. Киевские мастера сами готовили эмалевую массу и не зависели от ее импорта. По своей цветовой палитре киевские эмали существенно отличались от современных им греческих. Одновременно с эмальерным делом, на базе того же собственного стекловарения, возникает производство стеклянных изделии, мозаичной смальты и декоративной керамики с поливной эмалью. Как в эмальерном деле, так и в смежных с ним, киевские мастера были выше своих западноевропейских современников, говорит Б. А. Рыбаков, так, например, на Западе не была еще известна техника пастилажа накладывания рельефного эмалевого рисунка на керамику, хорошо разработанная в Киеве.

5.    Около середины XII в. эмальерное и керамическое поливное дело появляется во Владимире, Рязани и, может быть, в Чернигове и Полоцке.

6.    Татарское нашествие совершенно уничтожило тонкое искусство эмали в Киеве, Рязани и Владимире. Влияние какого-то столь же мощного производственного центра ощущается и при ознакомлении с ассортиментом древнерусских деревенских бус. Возможно, что местом их изготовления был Киев. Карты распространения в древнерусских деревнях и городах стеклянных браслетов, крестиков с выемчатой эмалью свидетельствуют о таком диапазоне производства и хорошо налаженного сбыта, который не оставляет сомнений в работе киевских стеклоделов, эмальеров и керамитов на рынок и притом рынок очень широкий. Украшения из финифти, мозаики и хрусталя и особенно из бисера, существовавшие в древней Руси, назывались общим словом узорочье Н. Аристов. Промышленность древней Руси. СПб. , стр. 163. Киевские изделия проникали на расстояние до 1100 км от места изготовления в районы теперешнего Ленинграда, костромского Заволжья, Прибалтики, Швеции, Западного Буга и т. д.

Таким образом, возникновение самостоятельного стеклоделия на Руси должно быть отнесено к IX Х вв. , а не к XVII в. , как это считалось обычно. Центром его возникновения являлось Киевское княжество; позже стеклоделие появляется во Владимире, Рязани, а может быть и в Чернигове и Полоцке. Киевские мастера располагали большой палитрой цветных стекол. Русские изделия, покрытые эмалью глухим непрозрачным легкоплавким цветным стеклом, по свидетельству западноевропейских источников, отличались высоким качеством и были известны в Западной Европе. Из стекла изготовлялись предметы украшения, религиозной утвари, бытовая посуда.

Нашествие монголов разрушило стеклоделие на Руси, которое начало вновь возрождаться в первой: половине XVII в. в связи с потребностью в аптекарской и столовой посуде и оконничных стеклах. Однако в XVII в. развитие стеклоделия шло медленно. Лишь при Петре I в этой отрасли промышленности начинается оживление, как и в других.

В 1724 г. советник Мануфактур-коллегии Андрей Каассис подал Петру I проект о развитии некоторых отраслей промышленности, и в частности стекольной. А наипаче Верецкие венецианские, М. Б зеркала, величиною и добротою чрезвычайные, и Маргариты, то есть круглые всякие разных колеров стеклянные бисера, кроме Венеции, нигде не делаются, написано было в проекте, и хотя такая фабрика с великим смотрением присяжными мастерами содержится, однако не без надежды из оной мастера пристойным образом достать. Петр I собственноручно написал на проекте Каассиса следующее: Против предположенного проекта следующее надобно . . . 3 Русских ребят для ученья; но ежели скорее поймут, нежели определенный срок ученикам, то б их освидетельствовав, прислать, хотя б на то и особливое иждивенье употребить; 4 Бисерных буде возможно. Полное собрание законов Российской империи, т. VII, 4600, стр. 369. Цат. по книге: 150 лет Никольско-Бахметьевского хрустального завода. СПб. , 1914, стр. 167, прил. 24.

Невидимому, бисерных мастеров так и не удалось пригласить, и проект Каассиса остался неисполненным. Однако уже сам факт доклада Каассиса Петру I говорит о том, что вопрос о производстве бисера и других стеклянных изделий обсуждался еще в первой половине XVIII в. и привлекал внимание лиц, стоявших в то время у кормила правления России. По всей вероятности,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Седьмой сезон «Игры престолов» начал бить рекорды еще до премьеры
Два дня назад вышел первый полноценный трейлер седьмого сезона "Игры престолов", объявивший тотальную войну и подкрепивший это угрожающим видеорядом - все оставшиеся в живых игроки вышли "на поляну" и приняли стойку.
Международный фестиваль «Интермузей» открылся в Москве
Торжественное открытие 19-го Международного фестиваля «Интермузей-2017» прошло в московском Манеже, в этом году в мероприятии принимают участие свыше 3 тысяч специалистов из 300 музеев России и представители 25 зарубежных стран, сообщается на сайте министерства культуры РФ.
Мединский впервые прокомментировал обыски в «Гоголь-центре»
В Министерстве культуры знали о расследовании предполагаемых хищений в "Седьмой студии", с которыми были связаны обыски в "Гоголь-центре", рассказал глава Минкульта Владимир Мединский в интервью "Газете.ру", опубликованном в пятницу.
Бесплатные показы фильмов пройдут в кинотеатре парка «Фили» в Москве
В Москве в открытом кинотеатре парка «Фили» этим летом пройдут бесплатные показы документальных фильмов. Об этом сообщается в пятницу, 26 мая, на официальном портале мэра и правительства Москвы.
«Волшебная флейта» на Чеховфесте говорит языком анимации
Режиссер Барри Коски привлек к постановке сценографов и аниматоров знаменитой английской группы «1927» (они несколько лет назад уже привозили на Чеховфест спектакль с оригинальным использованием анимации).
Дворцовый мост развели под музыку Чайковского
Грандиозное мероприятие открылось в Петербурге в ночь с 25 на 26 мая. Проект стартовал с разведения Дворцового моста под музыку Чайковского. Этим летом пролеты моста будут подниматься также под произведения Олега Каравайчука, Василия Соловьева–Седова и других петербургских композиторов.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика