bezborodov-silikati

 

БЕЗБОРОДОВ М.А. М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕЗБОРОДОВ М.А.
М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ
стр. 45


3.    Около середины Х в. киевские мастера переходят от выемчатой техники к перегородчатой. К этому времени относится появление стеклянных браслетов в Приднепровье. Во второй половине Х в. о производстве хороших эмалей в России знают в тех западных странах, с которыми Киев вел оживленную торговлю в IXХ вв.

4.    В XIXII вв. Киев становится центром производства прекрасных эмалей, известных по многочисленным кладам. Киевские мастера сами готовили эмалевую массу и не зависели от ее импорта. По своей цветовой палитре киевские эмали существенно отличались от современных им греческих. Одновременно с эмальерным делом, на базе того же собственного стекловарения, возникает производство стеклянных изделии, мозаичной смальты и декоративной керамики с поливной эмалью. Как в эмальерном деле, так и в смежных с ним, киевские мастера были выше своих западноевропейских современников, говорит Б. А. Рыбаков, так, например, на Западе не была еще известна техника пастилажа накладывания рельефного эмалевого рисунка на керамику, хорошо разработанная в Киеве.

5.    Около середины XII в. эмальерное и керамическое поливное дело появляется во Владимире, Рязани и, может быть, в Чернигове и Полоцке.

6.    Татарское нашествие совершенно уничтожило тонкое искусство эмали в Киеве, Рязани и Владимире. Влияние какого-то столь же мощного производственного центра ощущается и при ознакомлении с ассортиментом древнерусских деревенских бус. Возможно, что местом их изготовления был Киев. Карты распространения в древнерусских деревнях и городах стеклянных браслетов, крестиков с выемчатой эмалью свидетельствуют о таком диапазоне производства и хорошо налаженного сбыта, который не оставляет сомнений в работе киевских стеклоделов, эмальеров и керамитов на рынок и притом рынок очень широкий. Украшения из финифти, мозаики и хрусталя и особенно из бисера, существовавшие в древней Руси, назывались общим словом узорочье Н. Аристов. Промышленность древней Руси. СПб. , стр. 163. Киевские изделия проникали на расстояние до 1100 км от места изготовления в районы теперешнего Ленинграда, костромского Заволжья, Прибалтики, Швеции, Западного Буга и т. д.

Таким образом, возникновение самостоятельного стеклоделия на Руси должно быть отнесено к IX Х вв. , а не к XVII в. , как это считалось обычно. Центром его возникновения являлось Киевское княжество; позже стеклоделие появляется во Владимире, Рязани, а может быть и в Чернигове и Полоцке. Киевские мастера располагали большой палитрой цветных стекол. Русские изделия, покрытые эмалью глухим непрозрачным легкоплавким цветным стеклом, по свидетельству западноевропейских источников, отличались высоким качеством и были известны в Западной Европе. Из стекла изготовлялись предметы украшения, религиозной утвари, бытовая посуда.

Нашествие монголов разрушило стеклоделие на Руси, которое начало вновь возрождаться в первой: половине XVII в. в связи с потребностью в аптекарской и столовой посуде и оконничных стеклах. Однако в XVII в. развитие стеклоделия шло медленно. Лишь при Петре I в этой отрасли промышленности начинается оживление, как и в других.

В 1724 г. советник Мануфактур-коллегии Андрей Каассис подал Петру I проект о развитии некоторых отраслей промышленности, и в частности стекольной. А наипаче Верецкие венецианские, М. Б зеркала, величиною и добротою чрезвычайные, и Маргариты, то есть круглые всякие разных колеров стеклянные бисера, кроме Венеции, нигде не делаются, написано было в проекте, и хотя такая фабрика с великим смотрением присяжными мастерами содержится, однако не без надежды из оной мастера пристойным образом достать. Петр I собственноручно написал на проекте Каассиса следующее: Против предположенного проекта следующее надобно . . . 3 Русских ребят для ученья; но ежели скорее поймут, нежели определенный срок ученикам, то б их освидетельствовав, прислать, хотя б на то и особливое иждивенье употребить; 4 Бисерных буде возможно. Полное собрание законов Российской империи, т. VII, 4600, стр. 369. Цат. по книге: 150 лет Никольско-Бахметьевского хрустального завода. СПб. , 1914, стр. 167, прил. 24.

Невидимому, бисерных мастеров так и не удалось пригласить, и проект Каассиса остался неисполненным. Однако уже сам факт доклада Каассиса Петру I говорит о том, что вопрос о производстве бисера и других стеклянных изделий обсуждался еще в первой половине XVIII в. и привлекал внимание лиц, стоявших в то время у кормила правления России. По всей вероятности,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
12 воронежцев признали молодыми дарованиями России
12 юных воронежских творцов стали лауреатами конкурса «Молодые дарования России»-2017. Первой премией в номинации «Оркестровые струнные инструменты» отметили студентку музыкального колледжа имени Ростроповичей Елену Маркарян. Она получит денежный приз и возможность выступать на концертах фестиваля.
Поклонская собрала «13 коробок» подписей против фильма «Матильда»
Премьера назначена на 25 октября 2017 года, но уже сейчас картина не перестает быть предметом общественной полемики. Депутат Государственной думы РФ Наталья Поклонская собрала подписи от 37 депутатов, а также более 100 тыс. обращений против фильма "Матильда" режиссера Алексея Учителя.
Волочкова даст шесть концертов в Крыму
Анастасия Волочкова даст в Крыму шесть концертов в рамках благотворительного фестиваля «Симфония добра». Как сообщает «Федеральное агентство новостей», балерина добавила, что не боится попасть в санкционные список «Миротворец».
Россияне определили Топ-5 самых худших фильмов и сериалов 2017 года
Россияне определили Топ-5 самых худших фильмов и сериалов 2017 года отечественного и зарубежного кинопроизводства. Согласно опросу сервиса «Кино Mail.ru», антирейтинг был разделен на две части - женского и мужское мнений.
Тюменцы примут участие в этно-ландшафтном фестивале «Зов Пармы»
Тюменские музыкальные коллективы примут участие в этно-ландшафтном фестивале «Зов Пармы», сообщает «Тюменская линия».
Стартовал последний день XIX Шукшинского кинофестиваля
Церемония закрытия XIX Шукшинского кинофестиваля традиционно пройдет в селе Сростки, на малой родине Василия Макаровича, в субботу, 22 июля. Народные гуляния начались в девять утра. В десять часов на стадионе села открыли песенный фестиваль "В гостях у Шукшина".
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика