bezborodov-silikati

 

БЕЗБОРОДОВ М.А. М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕЗБОРОДОВ М.А.
М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ
стр. 45


3.    Около середины Х в. киевские мастера переходят от выемчатой техники к перегородчатой. К этому времени относится появление стеклянных браслетов в Приднепровье. Во второй половине Х в. о производстве хороших эмалей в России знают в тех западных странах, с которыми Киев вел оживленную торговлю в IXХ вв.

4.    В XIXII вв. Киев становится центром производства прекрасных эмалей, известных по многочисленным кладам. Киевские мастера сами готовили эмалевую массу и не зависели от ее импорта. По своей цветовой палитре киевские эмали существенно отличались от современных им греческих. Одновременно с эмальерным делом, на базе того же собственного стекловарения, возникает производство стеклянных изделии, мозаичной смальты и декоративной керамики с поливной эмалью. Как в эмальерном деле, так и в смежных с ним, киевские мастера были выше своих западноевропейских современников, говорит Б. А. Рыбаков, так, например, на Западе не была еще известна техника пастилажа накладывания рельефного эмалевого рисунка на керамику, хорошо разработанная в Киеве.

5.    Около середины XII в. эмальерное и керамическое поливное дело появляется во Владимире, Рязани и, может быть, в Чернигове и Полоцке.

6.    Татарское нашествие совершенно уничтожило тонкое искусство эмали в Киеве, Рязани и Владимире. Влияние какого-то столь же мощного производственного центра ощущается и при ознакомлении с ассортиментом древнерусских деревенских бус. Возможно, что местом их изготовления был Киев. Карты распространения в древнерусских деревнях и городах стеклянных браслетов, крестиков с выемчатой эмалью свидетельствуют о таком диапазоне производства и хорошо налаженного сбыта, который не оставляет сомнений в работе киевских стеклоделов, эмальеров и керамитов на рынок и притом рынок очень широкий. Украшения из финифти, мозаики и хрусталя и особенно из бисера, существовавшие в древней Руси, назывались общим словом узорочье Н. Аристов. Промышленность древней Руси. СПб. , стр. 163. Киевские изделия проникали на расстояние до 1100 км от места изготовления в районы теперешнего Ленинграда, костромского Заволжья, Прибалтики, Швеции, Западного Буга и т. д.

Таким образом, возникновение самостоятельного стеклоделия на Руси должно быть отнесено к IX Х вв. , а не к XVII в. , как это считалось обычно. Центром его возникновения являлось Киевское княжество; позже стеклоделие появляется во Владимире, Рязани, а может быть и в Чернигове и Полоцке. Киевские мастера располагали большой палитрой цветных стекол. Русские изделия, покрытые эмалью глухим непрозрачным легкоплавким цветным стеклом, по свидетельству западноевропейских источников, отличались высоким качеством и были известны в Западной Европе. Из стекла изготовлялись предметы украшения, религиозной утвари, бытовая посуда.

Нашествие монголов разрушило стеклоделие на Руси, которое начало вновь возрождаться в первой: половине XVII в. в связи с потребностью в аптекарской и столовой посуде и оконничных стеклах. Однако в XVII в. развитие стеклоделия шло медленно. Лишь при Петре I в этой отрасли промышленности начинается оживление, как и в других.

В 1724 г. советник Мануфактур-коллегии Андрей Каассис подал Петру I проект о развитии некоторых отраслей промышленности, и в частности стекольной. А наипаче Верецкие венецианские, М. Б зеркала, величиною и добротою чрезвычайные, и Маргариты, то есть круглые всякие разных колеров стеклянные бисера, кроме Венеции, нигде не делаются, написано было в проекте, и хотя такая фабрика с великим смотрением присяжными мастерами содержится, однако не без надежды из оной мастера пристойным образом достать. Петр I собственноручно написал на проекте Каассиса следующее: Против предположенного проекта следующее надобно . . . 3 Русских ребят для ученья; но ежели скорее поймут, нежели определенный срок ученикам, то б их освидетельствовав, прислать, хотя б на то и особливое иждивенье употребить; 4 Бисерных буде возможно. Полное собрание законов Российской империи, т. VII, 4600, стр. 369. Цат. по книге: 150 лет Никольско-Бахметьевского хрустального завода. СПб. , 1914, стр. 167, прил. 24.

Невидимому, бисерных мастеров так и не удалось пригласить, и проект Каассиса остался неисполненным. Однако уже сам факт доклада Каассиса Петру I говорит о том, что вопрос о производстве бисера и других стеклянных изделий обсуждался еще в первой половине XVIII в. и привлекал внимание лиц, стоявших в то время у кормила правления России. По всей вероятности,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
СБУ включила Стивена Сигала в список угроз нацбезопасности Украины
В обновленный список были включены артисты: Надежда Бабкина, Егор Булаткин (Егор Крид), Стас Пьеха, Ирина Тюрина (Ирина Нельсон), Александр Медведев (Шура), Вадим Новик (Билли Новик), Давид Нуриев (Птаха) и другие.
Поклонская попросила не давать Учителю деньги на новые фильмы
Депутат Госдумы Наталья Поклонская обратилось в Министерство культуры в просьбой больше не выделять режиссеру Алексею Учителю средства на съемки новых фильмов.
Мединский вручил государственные награды российским деятелям культуры
Министр культуры России Владимир Мединский в пятницу вручил государственные и ведомственные награды российским режиссерам, актерам и другим деятелям культуры, сообщает ТАСС.
«Ничего плохого нет»: новосибирские зрители оценили «Матильду»
Сам Алексей Учитель перед показом заявил, что очень любит Новосибирск, и пожелал зрителям положительных эмоций от просмотра.
Ушел из жизни актер жанра blaxploitation Берни Кейси
На 79 году ушел из жизни футболист, актер, поэт и художник Бернард Кейси, известный зрителям по фильмам жанра blaxploitation, который появился в США на рубеже 1970 года, о его смерти 22 сентября сообщила газета New York Times.
Внучатая племянница Матильды Кшесинской принята в Большой театр
Выпускница Академии русского балета имени Вагановой Элеонора Севенард, которая является внучатой племянницей балерины Матильды Кшесинской, поступила в балетную труппу Большого театра.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика