bezborodov-silikati

 

БЕЗБОРОДОВ М.А. М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕЗБОРОДОВ М.А.
М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ
стр. 51


Ломоносов решил, что для пользы дела нельзя больше ждать и что необходимо самому лично добиваться решения. Он обратился тогда к главноначальствовавшему в Петербурге адмиралу М. Голицыну. Последний пошел навстречу Ломоносову и приказал выдать ему паспорт на проезд в Москву. Запрет о выезде, установленный президентом К. Г. Разумовским, мог быть нарушен Сенатом по Генеральному регламенту в отдельных исключительных случаях, особо в нем предусмотренных, и в частности для таких, как дело Ломоносова. 1 марта издан был указ о разрешении на отъезд в Москву. В указе было сказано: Понеже означенный советник н. профессор об отпуске в Москву просит не для собственных своих нужд, но для окончания показанного принадлежащего до государственной интересной пользы дела, чему время наступает, к тому же и зимней путь уже рушится, а означенной Президент граф К. Г. Разумовский имеется ныне в Москве; того ради дабы не упустить к тому удобного времени бесполезно втуне, его советника и профессора для показанного обстоятельства отпустить в Москву от сего числа на месяц и для проезду его дать паспорт и три почтовые подводы за указные одинокие собственные его, прогонные деньги, а, чтоб он явился во Академию Наук на срок в том обязать его реверсом подпиской, М. Б. по указу.

Через несколько дней 5 или 6 марта Ломоносов уехал в Москву, где, по его словам, президент Академии Наук К. Г. Разумовский встретил Ломоносова хорошо, ласково и во всю бытность оказывал любление. Ломоносов добился в Москве успеха. 15 марта 1753 г. состоялось именное повеление, за которым он и приехал: Дать ему, Ломоносову, для работ к фабрике в Коморском уезде из Коварской мызы от деревни Шишкиной 136, из деревни Кали 29, из деревни Усть-Рудиц 12, от мызы Егорья Валдай из деревни Перекали и Липовой 34 всего 211 душ со всеми к ним принадлежащими по описным книгам землями. П. Пекарский. История императорской Академии Наук в Петербурге, т. II, стр. 511.

Некоторые дополнительные сведения о полученной земле для постройки фабрики можно получить из письма Ломоносова к Леонарду Эйлеру от 12 23 февраля 1754 г. , когда еще шла стройка фабрики, но на ней уже велась частично и производственная работа.

В этом письме Ломоносов сообщал Эйлеру о том, что он сооружает фабрику и что он получил для этого землю с находящимися на ней угодьями. Всего земли 9000 десятин, достаточно полей, пастбищ, рыбалок, множество лесов, 4 деревни, самая ближняя 64 версты от С. Петербурга, самая дальняя 80 верст, писал Ломоносов. Земля прилегает к морю, орошается речками, где кроме дома и уже построенного стекольного завода в Усть-Рудицах сооружаю плотину, мельницу для хлеба и лесопильную. П. Билярский, УК. соч. , стр. 779-781 перев. с латинского Б . Н. Меншуткина.

23 марта Ломоносов был уже в Петербурге и подал рапорт в академическую канцелярию: Сего марта 23 дня исправив потребные нужды в Москве возвратился и лабораторию нашло в добром состоянии. Коллежский советник Михаиле Ломоносов. На время отъезда Ломоносова работу в лаборатории вел обретающийся при химической лаборатории лаборатор Франц Битигер. Вскоре после решения Сената о постройке фабрики и о выдаче Ломоносову беспроцентной ссуды в размере 4000 руб. сроком на 5 лет. начинаются его хлопоты о получении этих денег. Следует сказать кстати о размерах этой суммы по масштабам того времени. Ломоносов, как сказано ранее, просил выдать ему 4000 рублей на все постройки. Это было в 1752 г. Двенадцать лет спустя, в 1764 г. , Бахметьев затратил на свою хрустальную фабрику 3000 руб. в теперешней Пензенской области, а на фаянсовую и фарфоровую 10 000 руб. ;

в 1788 г. Е. И. Мальцева продала М. В. Мальцевой хрустальную и стеклянную фабрику, а также пильную мельницу со всякими при ней строениями, инструментами и пр. в Брянском округе, на пустоши Радицы за 17 000 руб. фабрика Мальцевой была значительно больше, чем фабрика Ломоносова, как можно о том судить по дошедшим описаниям. 150 лет Никольско-Бахметьевского хрустального завода, стр. LI.

А. Ф. Коржавин сообщает, что в ведомости о Трубаческом заводе Мальцева за 1767 год сказано, что на фабрику употреблено капиталу 2440 рублей, причем имеются 2 печи, на которых работали 40 крепостных и 5 вольных, производя в год товару на 13 тысячу рублей. А. Ф. Коржавин. Краткий исторический обзор стеклоделия в России, стр. 162.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
В Челнах ищут новое название для татарского драмтеатра
В Набережных Челнах объявлен конкурс на новое название для татарского драматического театра, который заработает на месте бывшего РК «Колизей». Условия опубликованы на официальном сайте города. Наименование должно отображать историю и особенности театра.
Лоза раскритиковал Киркорова за шутку про аппендицит
По словам композитора, Киркоров совершил большую ошибку, поставив аппендицит в один ряд с анусом и простатой. Лоза напомнил певцу, что анус и простата являются частями дела. В то время аппендицит — это воспаление аппендикса, а значит процесс.
Юрий Башмет высказался против шахматной рассадки зрителей на концертах
Народный артист СССР Юрий Башмет высказался против шахматной рассадки зрителей на концертах после снятия ограничений.
Музей космонавтики стал обладателем Гран-при фестиваля «Интермузей»
В минувшую пятницу были объявлены лауреаты двадцать второго межмузейного конкурса-фестиваля «Интермузей». В этом году мероприятие прошло в онлайн формате, в нём приняли участие более 400 музеев из разных уголков страны. Обладателем Гран-при «Интермузея» стал московский Музей космонавтики.
Кинофестиваль «Окно в Европу» в Выборге перенесли на декабрь
Кинофестиваль «Окно в Европу» в Выборге был перенесен на декабрь на фоне пандемии коронавируса. По словам организаторов мероприятия, у многих кинокомпаний не было возможности вовремя завершить работу над проектами. Фестиваль состоится с 16 по 22 декабря текущего года.
Каскадер «Матрицы» рассказал о работе над новой частью фильма
Лана учитывает все детали персонажа, как эмоциональные, так и физические и доводит сцену до совершенства. Подключаются каскадеры, дублеры, вовлеченные в процесс, чтобы помочь сделать качественный экшн.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика