bezborodov-silikati

 

БЕЗБОРОДОВ М.А. М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕЗБОРОДОВ М.А.
М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ
стр. 54


Таковы были в общих чертах размеры и устройство стекольных заводов XVIIIXIX вв. Фабрика Ломоносова имела некоторые черты сходства с аналогичными предприятиями того времени. Она была похожа на них своими сравнительно небольшими размерами, а также отчасти и планировкой цехов. Этими формальными признаками, пожалуй, и ограничивалось сходство Ломоносовской фабрики с современными ей стекольными предприятиями. Нельзя не согласиться с Н. И. Сидоровым, живо интересовавшимся устьрудицкой фабрикой Ломоносова, что она представляет собою значительнейшее явление в истории русской техники и промышленности и вносит новые черты в характеристику многогранной деятельности ее гениального основателя. Н. И. Сидоров. Устьрудицкая фабрика М. В. Ломоносова. Зив. АН СССР, отд. общ. наук, . 1, 1937, стр. 149; Она представляет собой действительно оригинальный продукт творчества Ломоносова; ни один из современных ему заводов не занимался изготовлением такого широкого ассортимента разноцветных стеклянных изделий. О копировании или заимствовании не могло быть и речи. Заимствовать и копировать было не у кого и нечего. Современные Ломоносову заводские предприятия были столь несовершенны, что они не могли его удовлетворить. Вот почему он постоянно изобретает инструменты и новые методы технологии. Он часто подчеркивает в доношения о своих изобретениях. Они неотделимы от Ломоносова; этот оригинальный ум не мог удовлетвориться существующими конструкциями и старыми технологическими приемами. Он искал нового для облегчения работы человека, для ее ускорения, для получения более совершенного продукта. В нем инженер неотделим от ученого. Теория и практика в нем так дружно уживались, что переход от одной к другой не вызывал в нем никакого усилия, никакого напряжения: все было так естественно и закономерно. Мы привыкли видеть Ломоносова как человека науки; но редко кто себе представляет его в роли инженера-производственника, который ищет точку строительства для своей фабрики; который, глядя на речку Рудницу, уже обдумывает устройство запруды и мельницы; который не может удовлетвориться старым приемом изготовления бисера и конструирует машину; который для ускорения мозаичного дела изобретает особливые инструменты . . .

При Некоторых чертах сходства со стекольными заводами того времени Ломоносовская фабрика, конечно, не могла не представлять собой вполне оригинального и яркого проявления творческого гения ученого и инженера: в ней все необычно, начиная от ассортимента сырьевых материалов, лежащих на складе, от рецептуры цветных стекол и до методов изготовления и самого ассортимента готовой продукции. Даже само название предприятия необычно и ни разу не повторяется в истории силикатной техники: Фабрика делания разноцветных стекол и из них бисера, пронизок и стекляруса и всяких галантерейных вещей и уборов.

Мы уже говорили о том, что восстанавливать картину работы фабрики сейчас нелегко, так как архив ее утрачен. Существенную помощь в этом деле оказывает переписка Ломоносова с Мануфактур-коллегией и Мануфактур-Конторой, опубликованная недавно М. Ф. Злотниковьш. М. Ф. 3 л о т н. и к о в. Материалы о фабрике Ломоносова в Усть- Рудипах. Сб. Ломоносов, т. I, М. Л. , 1940, стр. 117-170. Автор дает в своей статье копии 45 архивных документов из вышеуказанной переписки, которыми мы пользуемся в дальнейшем при описании фабрики Ломоносова лишь ссылкой на М. Ф. Злотникова. Дальнейшие розыски подобных материалов в архивах могут дать еще много для биографии Ломоносова и характеристики его творчества. Строительство фабрики начато было в мае 1753 г. и продолжалось в течение всего 1754 г. ; только в начале 1755 г. были закончены последние строительные работы. Но, несмотря на то, что строительство велось еще в 1754 г. , весной этого года уже начата была производственная работа на фабрике. Можно считать поэтому, что фабрика частично приступила к работе уже в первой генварьской трети 1754 г.

Одной из первых забот Ломоносова, когда он приступил к созданию фабрики, была подготовка строительных материалов для нее. Здание фабрики, а также и жилые помещения строились из дерева. Поэтому надо было заготовить прежде всего строительный лес. На данной ему земле было достаточно лесов, и такая задача не могла вызвать затруднений. Для зданий нужны были фундаменты; для фундаментов кирпич. Ломоносов организовал его производство у себя; кирпичную глину для этой цели можно было найти поблизости, топливо было рядом. Формовка кирпича не требовала длительного обучения рабочего персонала; сушка велась на воздухе.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Победителем литературной премии «Ясная поляна» стал Сергей Самсонов
Лауреатом премии «Ясная поляна» в категории «Современная русская проза» стал писатель Сергей Самсонов за роман «Держаться за землю», в котором рассказывается о судьбе шахтерского города на Донбассе, оказавшегося в центре противостояния враждующих сторон, сообщается на странице премии в Facebook.
Мишель Пфайффер вернется в Россию за красотой
Голливудская звезда Мишель Пфайффер прилетала в Москву, чтобы представить фильм «Малефисента: Владычица тьмы». Актриса сыграла в киноленте одну из главных ролей.
Николь Кидман и Марго Робби пришли на премьеру в похожих костюмах
Николь Кидман сделала ставку на элегантность. Ее брючный костюм больше напоминал офисное решение. Если бы не белый цвет, актрисе пришлось бы оправдываться за столь банальный выбор для такого торжественного события.
Первая часть фильма «Матрица» вышла в повторный прокат в России
В России вышла в повторный прокат первая часть научно-фантастического фильма «Матрица» режиссеров Энди и Ларри Вачовски. Об этом 14 октября сообщил ТАСС со ссылкой на пресс-службу кинокомпании «Маурис Филм». Увидеть ленту можно будет в 105 российских кинотеатрах.
Парфенов отказался от бренда «Намедни» на YouTube из-за претензий НТВ
Новый сезон проекта Леонида Парфенова на YouTube будет выходить без названия «Намедни». «Перед нынешним, вторым сезоном, годы 1952–1960, телеканал направил свои возражения нашему партнеру по проекту», – подтвердил «Фонтанке» продюсер «Парфенона» Илья Овчаренко.
Зои Кравиц исполнит роль женщины-кошки в новом Бэтмене
Новый фильм про Бэтмена может выйти в прокат уже летом 2021 года. Накануне стало известно, что роль женщины-кошки в этой картине получила Зои Кравиц. Она прошла жесткий отбор и утверждена режиссером Мэттом Ривзом и главным актером фильма Робертом Паттинсоном.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика