bezborodov-silikati

 

БЕЗБОРОДОВ М.А. М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕЗБОРОДОВ М.А.
М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ
стр. 55


В своем рапорте 20 апреля 1754 г. в Мануфактур-Контору Ломоносов сообщал: Для каменных фундаментов к помянутым строениям производственным цехам и двору для приезду сделано 50000 кирпича на месте, затем что возить купленной без меры трудно и дорого. Так обеспечил Ломоносов свое строительство кирпичом, изготовив его у себя, причем кирпич обошелся ему дешевле, чем стоил бы привозной. Для постройки зданий требовались доски; их также надо было заготавливать у себя. Распиловку их можно было наладить здесь же на самом строительстве, особенно если бы была построена мельница. И вот, Ломоносов приступает к постройке водяной мельницы, мысль о которой у него возникла уже тогда, когда он выбирал место для завода. Мельница, по его замыслу, должна была выполнять три задачи: пилить доски, шлифовать и полировать стекло и молоть зерно. Летом 1753 г. он принимается за устройство плотины на речке Руднице; весной в следующем году, в апреле месяце, он сообщает своим рапортом в Мануфактур-Контору, что плотина построена. Она представляла собой сооружение, имевшее в длину 60 м 30 сажен и в вышину 3 м l. 5 сажени. Построена она была из крепких Тарасов, набитых глиною и каменьям и имела в ширину 4 м 2 сажени. Около нее находилась каменная отсыпь, обложенная дерном, со шлюзами и воротами, укрепленная прочными шпунтовыми сваями. Мельница была закончена постройкой немного позже. В апрельском рапорте 1754 г. Ломоносов пишет, что мельница к окончанию приходит. В течение лета того же года не только заканчивается постройка мельницы, но она уже пущена в эксплуатацию. Она приводит в движение одну раму для пиления досок, необходимых для постройки фабрики, дома для жилья и служебных помещений а также для строения слободы, где жить мастеровым людям и работникам. Летом Ломоносов ведет на мельнице опыты по шлифовке и полировке мозаичного портрета Петра I. Опыты, очевидно, были настолько удачны, что портрет тем же летом был преподнесен Елизавете Петровне. Следовательно, мельница работала хорошо и уже выполняла две задачи: пилила доски и шлифовала стекло. Н. И. Сидоров, который интересовался применением водяных двигателей на фабриках в те годы, пишет: Использование водяной силы на устьрудицкой фабрике свидетельствует не только о широком хозяйственном подходе, но и хорошо продуманном техническом плане. Правда, водяной двигатель на русской фабрике XVIII в. довольно обычное явление, но именно на стекольных он редкость: просмотренные описания значительной части фабрик, находившихся в 1752-1756 гг. в ведении Мануфактур-коллегии, не дают ни одного водяного двигателя. Н. И. Сидоров, УК, соч. , стр. 159.

Позже, как видно из дальнейших рапортов Ломоносова, относящихся к октябрю 1756 г. , вместо одной рамы для пиления досок устроено две. Потребность в досках возросла когда фабрика начала работать, и теперь они нужны не столько для строительных целей, сколько для сколачивания ящиков, в которых отправляется готовая продукция и хранятся материалы.

Одновременно с постройкой фабрики Ломоносов заблаговременно заказывает инструменты, которые будут ему нужны для производства.

22 мая 1753 г. Ломоносов пишет доношенное в Канцелярию Академии Наук, что на новоучреждаемой фабрике делания разноцветных стекол потребны некоторые инструменты, им вновь изобретенные для ускорения работ, а особенно станок для формовки стеклянных четырехгранных брусков к мозаике, и другие машины, которых нигде купить нельзя, за тем, что их нет, а инструментальные художники при Академии Наук оные инструменты по моему указанию могут способна делать.

Поэтому он просит Канцелярию Академии Наук, чтобы такие инструменты по его указанию были сделаны, а стоимость их была бы от него принята в казну. П. Б и л я р. с к и й, УК. соч. , стр. 207208. Соответствующее распоряжение было сделано, и заказ Ломоносова был передан подмастерью Кирютину, который 13 декабря того же года объявил, что он сделал заказчику станок, за который следует получить 16 рублей и 12 с половиной копеек. Академические работники помогали Ломоносову на его фабрике и в разных других случаях.

Когда главное фабричное здание, строившееся летом 1753 г. было в основном готово, следовало приступать к постройке производственных печей. Для этой работы требовались квалифицированные печники, имевшие достаточный опыт в сооружении сложных печных установок по чертежам. Ломоносов обращается тогда в Академию Наук с просьбой об откомандировании на время одного печника для постройки печей, названных им химическими, или, как можно догадаться, стекловаренных и всяких других вспомогательных, которые нужны на

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Пародию на хит «Тает лед» группы «Грибы» сняли медики из Тольятти
Пародия на песню «Тает лед», группы «Грибы» в исполнении врачей горбольницы №5 Тольятти стремительно набирает популярность в соцсетях. Такой вот сюрприз они сделали ко Дню медика.
В столичном метро «Ночь русского балета» увидели более 200 зрителей
Лучшие партии из русских балетных постановок увидели около 200 человек, сообщили ТАСС в пресс-службе метрополитена. На станции "Новослободская" выступили артисты театра "Кремлевский балет" Государственного Кремлевского дворца.
Сегодня в Екатеринбурге стартует Венский фестиваль музыкальных фильмов
Завершится фестиваль 15 июля выступлениями диджеев, - рассказал пресс-секретарь УрФУ Дмитрий Бенеманский. Фестиваль пройдет в Екатеринбурге в восьмой раз.
Концерт классической музыки пройдет 1 июля в «Аптекарском огороде»
Классический концерт под открытым небом Classic Open Air Moscow пройдет в ботаническом саду МГУ "Аптекарский огород" 1 июля, сообщает портал правительства Москвы.
Рустам Хамдамов представил на суд жюри ММКФ картину «Мешок без дна»
Продолжаются конкурсные показы 39-го Московского Международного кинофестиваля. В программе – много дебютов, но есть и работы признанных мэтров. Один из них, мастер ассоциативного и визуального киноряда, Рустам Хамдамов представил на суд жюри свою новую картину – «Мешок без дна».
Солистке рок-группы Evanescence вручили пермские гусли
Солистке рок-группы Evanescence из США Эми Ли во время выступления в Москве вручили гусли, сделанные специалистами пермской мастерской «Пустельга» по заказу группы. Возможно, звуки музыкального инструмента из Прикамья можно будет услышать на новой пластинке коллектива — Synthesis.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика