bezborodov-silikati

 

БЕЗБОРОДОВ М.А. М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕЗБОРОДОВ М.А.
М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ
стр. 57


Лишь в 1791 г. Леблан предложил свой метод изготовления соды, основанный на использовании хлористого натрия. Однако еще в начале XIX в. сода обходилась по 500 руб. за тонну. Получение золы и выработка из нее поташа принадлежали к числу старейших химических производств на Руси, возникших, по крайней мере, s XVI в. П. М. Лукьянов. История производства поташа в России вXVII-XVIII вв. Успехи химии, т. XVI, выпи. 5, 1947, стр. 636-640. П. М. Лукьянов сообщает в указанной статье, что ему удалось недавно обнаружить в Центральном Государственном архиве древних актов рукопись, принадлежащую Ломоносову, в которой содержатся его расчетные данные о получении золы из древесины. По этим данным Ломоносова, одна кубическая сажень дров черного лесу, т. е. Илиму, клену, вязу, дубу, орешнику, дает одну четверть золы, . а из последней получается 25 ф. поташа. П. М. Лукьянов, пересчитывая эти цифры па метрические меры, получает, что 1м3 древесины дает 13. 5 кг золы, а поташа несколько меньше 1 кг. Возможно, что эти данные были получены Ломоносовым на основе опыта его устьрудицкой фабрики.

В. В. Писарев в своей книге о производстве стекла в России подробно останавливается на выборе древесины для палки золы и о свойствах ее в зависимости от породы деревьев Стекло, полученное из кленовой, осиновой, ясеневой, вязовой и орешниковой золы, имеет наилучший цвет. Этого нельзя сказать про такие породы деревьев, как береза, липа, ольха, ель и граб. Зола березы, кроме того, придает стеклу тугоплавкость.

Предпочтение лиственным деревьям по сравнению с хвойными для получения золы объяснялось несколькими причинами. В. В. Писарев В. В. Писарев. Руководство к производству листового зеленого стекла в России. СПб. , 1855, стр. 9-25. сообщает в своей книге данные о процентном содержании золы в различных деревьях: дуб 1. 40; бук 0. 612; береза 1. 07; пихта 1. 68; сосна 1. 80; . липа 1. 45; тополь 1. 306; вяз 2. 88; осина 2. 30. По Е. В. Цинзерлингу, в лиственных деревьях золы больше, чем в хвойных. Е. В. Ц. и н. З. е р. л и н. г. О золе растений, применявшейся в стекловарении в XI-XVI вв. Зив. Инист. археол. технол. , выпи. 1, П. , . 1922, стр. 177-190. В частности, кора лиственных деревьев богаче минеральными веществами, чем кора хвойных. Листья богаче золой, чем хвоя. Содержание калийных соединений в лиственных деревьях больше, чем в хвойных. При заготовке золы для стеклозаводов употребляли ветви, сучья, макушки, молодые отростки и кору осины.

Из коры и ветвей с листьями осины, наивыгоднейшей по возрасту и объему, получалось не более трех четвериков золы. Опытными золопалами были разработаны правила заготовки золы, дающие наибольший выход и наилучшее ее качество, а также предупреждающие возможность лесных пожаров. В цитированной книге В. В. Писарева подробно излагаются эти правила, представляющие собой некую инструкцию. Обычный способ палки золы заключался в том, что в глуши леса выбирали площадку и на ней складывали сучья, ветви, макушки и молодые деревья, зажигали кучу снизу, и по мере сгорания подкладывали до тех пор, пока не получится нА-глаз куча от 2 до 8 четвериков 50-200 кг. При этом случалось, , что во время горения кучи ветер уносил значительную часть получившейся золы, а сильный дождь размывал и уносил остальное. Вот почему Ломоносов и посылал отдельного человека обучаться у опытных золопалов Новгородского уезда заготовке золы для своей фабрики. Мы читали ранее, что человек этот в апреле 1754 г. уже заготовлял золу для Ломоносовской фабрики.

Попутно скажем, что палка золы губила большую часть лесов России; неоднократно еще со времен царя Алексея Михайловича издавались законы с целью ограничения порубки лесов для получения золы и поташа. Во времена Ломоносова стекло можно было получить либо изготовлением собственной золы, сжиганием своего леса, либо пользоваться ввозимой из-за границы содой. Последнее было вовсе нерационально, так как способствовало оттоку средств из страны. Лишь за год до смерти Ломоносова в 1764 г. русский академик Кирилл Григорьевич Лаксман экспериментально доказал возможность применения природного минерального сульфата натрия глауберовой соли для варки стекла. М. А. Безбородое и И. Г. К л о ч к о в. Работа академика К. Г. Лаксмана по применению сульфата натрия в стеклоделии. Стекло и керамика. 6, 1948, стр. 10. Этот способ введения щелочей в стекло был еще неизвестен в дни Ломоносовской фабрики, и она пользовалась для варки стекла золой или поташом.

Несколько человек обучались живописному мастерству для делания мозаики, а также слесарному и столярному делу. В качестве управителя фабрики Ломоносовым был назначен его

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
  • https://ledelectric.ru
    Интернет-магазин светильников. Производство светодиодных светильников
    ledelectric.ru
  • Dji inspire 1 2.0
    dji inspire 1 2.0
    kiber-market.ru
Пародию на хит «Тает лед» группы «Грибы» сняли медики из Тольятти
Пародия на песню «Тает лед», группы «Грибы» в исполнении врачей горбольницы №5 Тольятти стремительно набирает популярность в соцсетях. Такой вот сюрприз они сделали ко Дню медика.
В столичном метро «Ночь русского балета» увидели более 200 зрителей
Лучшие партии из русских балетных постановок увидели около 200 человек, сообщили ТАСС в пресс-службе метрополитена. На станции "Новослободская" выступили артисты театра "Кремлевский балет" Государственного Кремлевского дворца.
Сегодня в Екатеринбурге стартует Венский фестиваль музыкальных фильмов
Завершится фестиваль 15 июля выступлениями диджеев, - рассказал пресс-секретарь УрФУ Дмитрий Бенеманский. Фестиваль пройдет в Екатеринбурге в восьмой раз.
Концерт классической музыки пройдет 1 июля в «Аптекарском огороде»
Классический концерт под открытым небом Classic Open Air Moscow пройдет в ботаническом саду МГУ "Аптекарский огород" 1 июля, сообщает портал правительства Москвы.
Рустам Хамдамов представил на суд жюри ММКФ картину «Мешок без дна»
Продолжаются конкурсные показы 39-го Московского Международного кинофестиваля. В программе – много дебютов, но есть и работы признанных мэтров. Один из них, мастер ассоциативного и визуального киноряда, Рустам Хамдамов представил на суд жюри свою новую картину – «Мешок без дна».
Солистке рок-группы Evanescence вручили пермские гусли
Солистке рок-группы Evanescence из США Эми Ли во время выступления в Москве вручили гусли, сделанные специалистами пермской мастерской «Пустельга» по заказу группы. Возможно, звуки музыкального инструмента из Прикамья можно будет услышать на новой пластинке коллектива — Synthesis.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика