bezborodov-silikati

 

БЕЗБОРОДОВ М.А. М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕЗБОРОДОВ М.А.
М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ
стр. 59


мастерской и имевшем 5 покоев. Здание мастерской имело в длину около 12 м 6 сажен и в ширину 8 м 4 сажени. В нем помещались:

1.  Склад сырьевых материалов Особливый покой, где кладутся всякие материалы к стеклянному делу надлежащие.

2.  Составная Для развешивания материалов Б стеклянные составы, с большими и малыми весами, гирями и развесами и с другими принадлежностями. Оба этих помещения располагались по одну сторону здания мастерской.

3.  Цех тонкой шлифовки и гранения находился посередине здания Покой для мелкой шлифовки и стеклянной резьбы.

4.  Склад мозаичных стекол Особливый покой, где хранятся мозаичные составы.

5.  Мозаичный цех Покой, где составляют мозаику. Два последних помещения располагались в другом крыле здания мастерской.

Наконец, третий корпус фабрики представлял собой мельницу, стоявшую на плотине. Здание мельницы было такое же, как и гуты мерою против лаборатории. Здесь сосредоточена была механизированная часть фабрики. Вода приводила в движение 3 колеса. Одно из них приводило в движение 2 пильные рамы для распиловки досок, о чем упоминалось уже ранее. Второе колесо вращало жернова для молоться хлеба, на котором содержать фабричных людей. Третье колесо обслуживало производственные нужды. Оно служило для вращения смесительных и шлифовальных машин. В здании мельницы находились два цеха основного производства:

1.  Размольный цех, в котором производился размол сырьевых материалов . . . молоть, толочь и мешать материалы, в стекло потребные.

2.  Шлифовальный цех, где велась шлифовка мозаичных картин . . . шлифовать мозаику.

К числу фабричных зданий следует отнести и кузницу, где изготовлялись и ремонтировались вдувальные трубки и всякий иной разнообразный инструмент стекольного производства. Кроме четырех фабричных зданий, Ломоносов упоминает о других постройках, имевших служебное значение. К ним относились слобода для фабричных людей с 4 дворами и дом для приезжих. При нем находились кухня, людская, черная изба, погреб, баня, конюшня, хлев, другие строения.

Подводя итоги своих расходов 27 августа 1757 г. , Ломоносов считал, что фабрика потребовала у него более 7000 руб. до всем статьям. Он писал: Капиталу на все строение, на материалы и инструменты, на содержание и обучение мастеровых людей деньгами и провиантом изошло слишком 7000 Рублев.

Несмотря на значительные хлопоты и огорчения, которые выпадали на долю Ломоносова в связи с деятельностью фабрики, он испытывал большое удовлетворение, потому что смог реализовать свои лабораторные работы на производстве, смог заниматься не только научным, но и техническим творчеством, а также и потому, что выполнял свой патриотический долг. В письме к Г. Г. Орлову 19 июля 1764 г. он писал про свою фабрику:

Я зрю здесь в радости довольствии общих вид. Где Рудина, вьючить сквозь каменья журчит. Где действует вода, где действует и пламень, Чтобы составить мне или превысить камень Для сохранения геройских славных дел, Что долг к отечеству изобразить велел. М. В. Л о м о н. о с о в, Сочинения, т. II, изд. АН, СПб. . 1893, стр. 274.

Фабрика Ломоносова была не только мозаичным предприятием, как иногда ошибочно указывается в печати. Она была фабрикой цветного стекла различного назначения. Это доказывают всевозможные архивные данные, которыми мы располагаем в настоящее время; ассортимент изделий, производившихся на ней: печные установки, находившиеся в гуте; штат и профессия рабочих, занимавшихся выделкой изделий, и многие другие подробности, характеризующие производственный профиль ее, как сказали бы в настоящее время; И сам создатель фабрики, Ломоносов, в большинстве случаев называет ее фабрикой делания разноцветных стекол и из них бисера, пронизок и стеклярусу и всяких галантерейных вещей и уборов, желая показать широкий ассортимент изделий из цветного стекла.

На фабрике применялись различные технологические методы выработки и обработки стекла: выдувание, вытягивание, литье, прессование, шлифовка, полировка и гранение. Рапорты и ведомости о состоянии фабрики и выработке продукции, которые Ломоносов периодически

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Ольга Кормухина намерена подать в суд на Полину Гагарину за песню Цоя
Исполнительница Ольга Кормухина рассказала, что планирует подать в суд на Полину Гагарину из-за ее кавера на песню Виктора Цоя.
Малефисента: Владычица тьмы появится на экранах уже в октябре
На экраны кинотеатров выходит долгожданный фильм https://www.ivi.ru/watch/143607 — продолжение первой части сказочной истории «Малефисента» (другое название «Колдунья»). В июле 2019 года в интернете появился второй трейлер, быстро набравший сотни тысяч просмотров.
Энг Ли: «В фильмах есть смысл. В жизни нет»
Вскоре Генри выясняет, что его противник как две капли воды похож на него самого в молодости. Мы поговорили с режиссером картины Энгом Ли ("Жизнь Пи", "Крадущийся тигр, затаившийся дракон") о любви ко всему новому, об актерском прошлом и о советах, которые он дал бы себе молодому.
Премию «Ясная поляна» получил Сергей Самсонов за роман о Донбассе
Лауреатом литературным премии "Ясная поляна" в номинации "Современная проза" стал писатель Сергей Самсонов за роман о Донбассе "Держаться за землю", церемония вручения наград прошла во вторник в Большом театре, передает корреспондент РИА Новости.
Мишель Пфайффер вернется в Россию за красотой
Голливудская звезда Мишель Пфайффер прилетала в Москву, чтобы представить фильм «Малефисента: Владычица тьмы». Актриса сыграла в киноленте одну из главных ролей.
Николь Кидман и Марго Робби пришли на премьеру в похожих костюмах
Николь Кидман сделала ставку на элегантность. Ее брючный костюм больше напоминал офисное решение. Если бы не белый цвет, актрисе пришлось бы оправдываться за столь банальный выбор для такого торжественного события.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика