bezborodov-silikati

 

БЕЗБОРОДОВ М.А. М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
БЕЗБОРОДОВ М.А.
М.В.ЛОМОНОСОВ И ЕГО РАБОТА ПО ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ СИЛИКАТОВ
стр. 59


мастерской и имевшем 5 покоев. Здание мастерской имело в длину около 12 м 6 сажен и в ширину 8 м 4 сажени. В нем помещались:

1.  Склад сырьевых материалов Особливый покой, где кладутся всякие материалы к стеклянному делу надлежащие.

2.  Составная Для развешивания материалов Б стеклянные составы, с большими и малыми весами, гирями и развесами и с другими принадлежностями. Оба этих помещения располагались по одну сторону здания мастерской.

3.  Цех тонкой шлифовки и гранения находился посередине здания Покой для мелкой шлифовки и стеклянной резьбы.

4.  Склад мозаичных стекол Особливый покой, где хранятся мозаичные составы.

5.  Мозаичный цех Покой, где составляют мозаику. Два последних помещения располагались в другом крыле здания мастерской.

Наконец, третий корпус фабрики представлял собой мельницу, стоявшую на плотине. Здание мельницы было такое же, как и гуты мерою против лаборатории. Здесь сосредоточена была механизированная часть фабрики. Вода приводила в движение 3 колеса. Одно из них приводило в движение 2 пильные рамы для распиловки досок, о чем упоминалось уже ранее. Второе колесо вращало жернова для молоться хлеба, на котором содержать фабричных людей. Третье колесо обслуживало производственные нужды. Оно служило для вращения смесительных и шлифовальных машин. В здании мельницы находились два цеха основного производства:

1.  Размольный цех, в котором производился размол сырьевых материалов . . . молоть, толочь и мешать материалы, в стекло потребные.

2.  Шлифовальный цех, где велась шлифовка мозаичных картин . . . шлифовать мозаику.

К числу фабричных зданий следует отнести и кузницу, где изготовлялись и ремонтировались вдувальные трубки и всякий иной разнообразный инструмент стекольного производства. Кроме четырех фабричных зданий, Ломоносов упоминает о других постройках, имевших служебное значение. К ним относились слобода для фабричных людей с 4 дворами и дом для приезжих. При нем находились кухня, людская, черная изба, погреб, баня, конюшня, хлев, другие строения.

Подводя итоги своих расходов 27 августа 1757 г. , Ломоносов считал, что фабрика потребовала у него более 7000 руб. до всем статьям. Он писал: Капиталу на все строение, на материалы и инструменты, на содержание и обучение мастеровых людей деньгами и провиантом изошло слишком 7000 Рублев.

Несмотря на значительные хлопоты и огорчения, которые выпадали на долю Ломоносова в связи с деятельностью фабрики, он испытывал большое удовлетворение, потому что смог реализовать свои лабораторные работы на производстве, смог заниматься не только научным, но и техническим творчеством, а также и потому, что выполнял свой патриотический долг. В письме к Г. Г. Орлову 19 июля 1764 г. он писал про свою фабрику:

Я зрю здесь в радости довольствии общих вид. Где Рудина, вьючить сквозь каменья журчит. Где действует вода, где действует и пламень, Чтобы составить мне или превысить камень Для сохранения геройских славных дел, Что долг к отечеству изобразить велел. М. В. Л о м о н. о с о в, Сочинения, т. II, изд. АН, СПб. . 1893, стр. 274.

Фабрика Ломоносова была не только мозаичным предприятием, как иногда ошибочно указывается в печати. Она была фабрикой цветного стекла различного назначения. Это доказывают всевозможные архивные данные, которыми мы располагаем в настоящее время; ассортимент изделий, производившихся на ней: печные установки, находившиеся в гуте; штат и профессия рабочих, занимавшихся выделкой изделий, и многие другие подробности, характеризующие производственный профиль ее, как сказали бы в настоящее время; И сам создатель фабрики, Ломоносов, в большинстве случаев называет ее фабрикой делания разноцветных стекол и из них бисера, пронизок и стеклярусу и всяких галантерейных вещей и уборов, желая показать широкий ассортимент изделий из цветного стекла.

На фабрике применялись различные технологические методы выработки и обработки стекла: выдувание, вытягивание, литье, прессование, шлифовка, полировка и гранение. Рапорты и ведомости о состоянии фабрики и выработке продукции, которые Ломоносов периодически

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Пародию на хит «Тает лед» группы «Грибы» сняли медики из Тольятти
Пародия на песню «Тает лед», группы «Грибы» в исполнении врачей горбольницы №5 Тольятти стремительно набирает популярность в соцсетях. Такой вот сюрприз они сделали ко Дню медика.
В столичном метро «Ночь русского балета» увидели более 200 зрителей
Лучшие партии из русских балетных постановок увидели около 200 человек, сообщили ТАСС в пресс-службе метрополитена. На станции "Новослободская" выступили артисты театра "Кремлевский балет" Государственного Кремлевского дворца.
Сегодня в Екатеринбурге стартует Венский фестиваль музыкальных фильмов
Завершится фестиваль 15 июля выступлениями диджеев, - рассказал пресс-секретарь УрФУ Дмитрий Бенеманский. Фестиваль пройдет в Екатеринбурге в восьмой раз.
Концерт классической музыки пройдет 1 июля в «Аптекарском огороде»
Классический концерт под открытым небом Classic Open Air Moscow пройдет в ботаническом саду МГУ "Аптекарский огород" 1 июля, сообщает портал правительства Москвы.
Рустам Хамдамов представил на суд жюри ММКФ картину «Мешок без дна»
Продолжаются конкурсные показы 39-го Московского Международного кинофестиваля. В программе – много дебютов, но есть и работы признанных мэтров. Один из них, мастер ассоциативного и визуального киноряда, Рустам Хамдамов представил на суд жюри свою новую картину – «Мешок без дна».
Солистке рок-группы Evanescence вручили пермские гусли
Солистке рок-группы Evanescence из США Эми Ли во время выступления в Москве вручили гусли, сделанные специалистами пермской мастерской «Пустельга» по заказу группы. Возможно, звуки музыкального инструмента из Прикамья можно будет услышать на новой пластинке коллектива — Synthesis.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика