мысли России первой
половины XVIII века, которые находятся в
Российском государственном архиве древних актов ГРАДА, в фондах Российского
государственного исторического архива г. Санкт-Петербурга РИГА, в архиве
Санкт-Петербургского филиала Института российской истории РАН Архив СПб ИРА РАН,
в Государственном архиве Архангельской области ГАЛО. Важным документальным
источником для изучения динамики школьного дела в России до 70-х годов XVIII
века, для анализа состояния педагогической мысли в этот период являются
материалы 45-томного Полного собрания законов Российской империи ИСЗ наиболее
полный свод законодательных актов, расположенных в хронологическом порядке, по
номерам и датам, утвержденных царем.
При изучении
педагогической терминологии взяты данные контент-анализа
педагогических произведений как зарубежных, так и русских педагогов
XVII первой
половины XVIII века. Нами систематизирована лексика этого периода на основе
анализа толковых словарей русского языка.
Автор
опирался на данные публикаций таких изданий, как Русский библиографический
словарь в 22-х томах 1897-1914 гг. , Журнал Министерства народного просвещения
1834-1916 гг. , Русский педагогический вестник 1857 1859, Женское образование
1876 1891 гг. и др.
Материалом к
исследованию педагогической мысли XVIII века послужили сочинения М.
В. Ломоносова
в одиннадцати томах, работы Ф. Прокоповича, Ф. Салтыкова, И. Т. Посошков,
В. Н. Татищева.
Данная
работа является монографическим историко-педагогическим
исследованием, посвященным
Ломоносовскому периоду в русской педагогике. Автор благодарит рецензентов
данной работы за внимательное прочтение рукописи, высказанные предложения и
замечания, которые были учтены при доработке книги.