Абсолютизм
осуществил подрыв идеологической монополии церкви,
лишил ее экономического и политического могущества, подчинил государству.
Укрепление
абсолютизма, власти дворянства привело к обострению классовой борьбы, которая
проявилась в волне крестьянских восстаний. Они носили ярко выраженный
антикрепостнический характер.
Развитие
товарно-денежных отношений, рыночных связей потребовало не только
осуществления реформ внутри страны, но и расширения
экономических, политических,
культурных связей России с западноевропейскими и восточными
государствами. Посещение
Европы позволило Петру I понять значение науки для развития страны. Как
отметил академик П. Л. Капица 2, до XVI века история науки знала отдельных
великих ученых: Пифагора, Архимеда, Авиценну. С XVI века начинают бурно
развиваться естественные науки астрономия, механика, благодаря коллективному
творчеству ученых разных национальностей поляка Коперника, датчанина Т. Браге,
немца Кеплера, итальянца Галилея, англичанина Ньютона, француза
Декарта, голландца
Гюйгенса и др. . Это стало возможным и через достижение определенного уровня
материального благосостояния людей, и через развитие средств связи между
странами, и через изобретение книгопечатания. Одновременно происходил отрыв
науки от церкви, создавались условия для развития науки на материалистической
основе. К XVII веку научная деятельность нашла широкое
распространение, появилась
потребность в объединенной работе. В связи с этим во многих странах стали
издавать периодические научные журналы, создавать Академии наук.
Для
осуществления экономических реформ Петру I были нужны обученные национальные
кадры. Для этого он использовал два пути: подготовку специалистов из числа
русских людей за границей и создание собственной государственной системы
образования. В дореволюционной литературе происходила значительная переоценка
значения первого пути для России. Так, Е. К. Шмидт, раскрывая историю
средних учебных заведений в стране, указывал на отсутствие сети гимназий как
основы для подготовки просев-