щенных людей в
России, на отсталость ее в этом направлении
по сравнению с западноевропейскими государствами 3, с. 3-
32. А. Фишер, характеризуя
образование в стране, писал, что до конца XVII столетия Россия в отношении
просвещения народного представляла обширную пустыню, над которой тяготели
густые мраки мертвой, безмолвной ночи, и на которой кое-где Духовные Училища
были единственными светлыми пунктами 4.
На наш
взгляд, более объективно подошел к оценке научных, культурных и педагогических
связей России с Западной Европой Е. Замысловский. Он отметил, что, вступая
в близкое общение с другими государствами, страна была достаточно
самостоятельной и сама принимала деятельное участие в политической и культурной
жизни западноевропейского общества. Передовые русские люди были далеки от
безусловного преклонения перед цивилизацией европейских государств и оставались
верными своей народности. Не вернее ли искать объяснение исключительного
господства западноевропейской цивилизации в русской жизни XVIII и XIX веков не
в несостоятельности Русского народа накануне реформы, а в том
направлении, которое
было дано великим преобразователем, и главное, в социальном положении высших
классов русского общества, которые, вследствие развития крепостного
права, более
и более стали чуждаться низших слоев и забывать о своей народности и интересах
своей земли 5.
П. П. Пекарский,
анализируя состояние просвещения в России XVIII столетия, отмечал, что оно
слагалось из двух моментов: киевской учености, перенесенной из Польши, и
европейского просвещения, заимствованного из Голландии, Германии, отчасти
Англии, Франции и даже Италии 6. Рассмотрим первый момент. Состояние киевской
учености изучено довольно многопланово как дореволюционными исследователями
М. Булгаков,
В. Сиповский, А. И. Соболевский и др. так и советскими историками
педагогики С. Д. Бабишин, М. Н. Закалюжный, Б. Н. Митюрев и др. . Юго-
Западная
Русь, тесно связанная со славянскими народами Европы, представляла собой, по
мнению современников, образованный край. В ней не чуждались наук, не считали
их родоначальниками
Ю.