ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 10


щенных людей в России, на отсталость ее в этом направлении по сравнению с западноевропейскими государствами 3, с. 3- 32. А. Фишер, характеризуя образование в стране, писал, что до конца XVII столетия Россия в отношении просвещения народного представляла обширную пустыню, над которой тяготели густые мраки мертвой, безмолвной ночи, и на которой кое-где Духовные Училища были единственными светлыми пунктами 4.

На наш взгляд, более объективно подошел к оценке научных, культурных и педагогических связей России с Западной Европой Е. Замысловский. Он отметил, что, вступая в близкое общение с другими государствами, страна была достаточно самостоятельной и сама принимала деятельное участие в политической и культурной жизни западноевропейского общества. Передовые русские люди были далеки от безусловного преклонения перед цивилизацией европейских государств и оставались верными своей народности. Не вернее ли искать объяснение исключительного господства западноевропейской цивилизации в русской жизни XVIII и XIX веков не в несостоятельности Русского народа накануне реформы, а в том направлении, которое было дано великим преобразователем, и главное, в социальном положении высших классов русского общества, которые, вследствие развития крепостного права, более и более стали чуждаться низших слоев и забывать о своей народности и интересах своей земли 5.

П. П. Пекарский, анализируя состояние просвещения в России XVIII столетия, отмечал, что оно слагалось из двух моментов: киевской учености, перенесенной из Польши, и европейского просвещения, заимствованного из Голландии, Германии, отчасти Англии, Франции и даже Италии 6. Рассмотрим первый момент. Состояние киевской учености изучено довольно многопланово как дореволюционными исследователями М. Булгаков, В. Сиповский, А. И. Соболевский и др. так и советскими историками педагогики С. Д. Бабишин, М. Н. Закалюжный, Б. Н. Митюрев и др. . Юго- Западная Русь, тесно связанная со славянскими народами Европы, представляла собой, по мнению современников, образованный край. В ней не чуждались наук, не считали их родоначальниками

 

Ю.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика