ересей. Напротив, там уже в XVI столетии пришли к выводу о
том, что для ограждения русской национальности и православия от влияния Польши
католичества необходимо открывать школы. Для истории русского просвещения
особенно важна школа, основанная в Киеве Богоявленским братством, которая в
1631 году была преобразована Петром Могилою в сравнительно высшее учебное
заведение, и стала называться Киево-Могилянскою Коллегиею. Отсюда просвещение
шло и на Северо-восток. В 1633 г. патриарх Филарет устроил первое училище при
Чудовом монастыре, известное под названием Патриаршей школы, единственное
тогда во всем Московском государстве 7.
Как считал П.
П. Пекарский, в заведении академии в Киеве Петром Могилой и в заботах Петра
Великого о распространении знаний в России находится зародыш всего, что
происходило в истории науки и просвещения в более поздний период. При
организации
академии Петр Могила взял за образец польские училища. Поскольку здесь
духовенство держало в своих руках образование, то средневековая схоластика в
польском образовании господствовала дольше, чем в остальной Европе. После
реформации в европейских странах наука стала развиваться значительно
быстрее, чем
в Польше. Отсюда и различие, которое возникло к началу XVIII века в истории
просвещения этих государств. Как только Петр I поставил политическую задачу о
сближении России с образованной Европой, тотчас киевские ученые стали играть
важную роль в российском образовании. Это было важно и потому, что в течение
полутора веков Киевская академия участвовала в удовлетворении умственных
потребностей
всей России. Кроме того, по мнению М. Булгакова, почти все лучшие
преподаватели, появлявшиеся в ней когда-либо, хотя были тоже ее питомцы, но,
оканчивая свое учение в Академиях и Университетах заграничных, приносили в нее
оттуда все, что приобретали там лучшего Наз. числа питомцев ее являлись
тогда многие знаменитые ученые, содействовавшие просвещению отечественному
многочисленными сочинениями 8
Представление
об организации обучения в Киевской академии нам важно и потому, что в ней
некоторое время учился