П. П. Пекарский при
анализе используемых учебных пособий в
России первой половины XVIII века выделил наличие среди них переводных
работ. Так,
в Московской славяно-греко-латинской академии греческий и латинский языки
преподавались по грамматикам братьев Лихулы. Греческая грамматика была
написана по руководству Константина Ласкари, изданному в Венеции в 1673
году, а
латинская составлена из разных учебников, выходивших в Греции и
Италии. Первыми
печатными пособиями для обучения иностранным языкам были книги, изданные в
Голландии. В 1704 г. в Москве вышел Лексикон троезычный, сиречь речений
славянских,
елли-ногреческих и латинских сокровище, составленный
Поликарповым, дополненный
Яворским, Краснопольским, братьями Лихуда-ми. Им пользовались до 70-х годов
XVIII
века. Довольно широко была известна работа Пуффендорфа Введение в историю
замечательнейших государств, как руководство государственным людям и как
учебник для ознакомления молодежи с историей Европы, в котором отсутствовали
излишние рассуждения, главное внимание уделялось анализу внутреннего состояния
государств, причинам их возвышения и упадка и т. п. П. П. Пекарский называл
эту работу первым в России руководством к всеобщей истории.
Мы считаем
значительным событием в развитии русской и славянской педагогики проникновение
в Россию учебных пособий Я. А. Коменского. Б. Н. Митюрев утверждает, что
Великая
дидактика была известна Сименону Полоцкому. А. А. Чума, исследуя влияние
идей великого чешского педагога на русскую школу, пришел к выводу, что
книгами Я. А. Коменского пользовались в славянолатинских школах еще в конце
XVII
века. С некоторыми сторонами педагогической теории ученого были знакомы Федор
Поликарпов, Леонтий Магницкий и др. Русские переводы учебных книг Я.
А. Коменского
были сделаны Люком по указанию самого Петра I. Он мог с ними познакомиться во
время путешествий по западным странам, когда интересовался не только
экономическим, политическим состоянием этих стран, но и устройством школ и
всей системы
воспитанияЕго не
удовлетворяли старые схоластические методы,
он ищет
новых, более рациональных способов обучения. Вот паче