Сабах обращения с
младенцами и т. п. Мы обнаружили несколько
материалов, касающихся характеристики учителей: в феврале 1758 г. дан перевод
с немецкого языка указаний О избирании учителей к детям на дом, а в июле 1759
г. опубликован перевод также немецкого материала Разговор о вреде обществу от
неискусных учителей. Собственно педагогическая журналистика появилась в России
с 1785 года, когда Н. И. Новиков выпустил Детское чтение для сердца и разума.
Однако мы считаем, что необходимо провести специальное исследование по
изучению педагогической направленности изданий России первой половины XVIII
века. Мы согласны с Н. А. Бекетовой, П. Н. Груздевым, утверждавшими, что
этим обогащалась русская педагогическая мысль, в нее вносились оригинальные
взгляды, отличные от западноевропейской, особенно
немецкой, педагогики. Потребность
в изучении данной проблемы определяется также и тем, что журналы освещали
вопросы, актуальные для своего времени. Однако важность поднятых ими тем не
потеряла значения во многих отношениях и для современности.
Таким
образом, развитию школы, просвещения, педагогической мысли в России первой
половины XVIII века способствовали определенные социальные условия. Это
выразилось в общем подъеме интереса к науке, знаниям, их прикладному значению.
Распространение книг, появление журналов, обучение специалистов за границей
способствовали постепенному повышению уровня образования в
стране. Происходившие
изменения в общекультурной жизни стран Европы нашли свое отражение и в
России. Новая
культура первой половины XVIII века, связанная с развитием буржуазных
отношений, просветительства привнесла и новое понимание человека. Возрождение
в эпоху Просвещения идей гуманизма ярко проявилось в понимании прогрессивными
людьми идеала личности, взаимоотношений между человеком и обществом. Развитие
философского, этического, литературного научного знания дало сильный толчок и
питательную почву для обогащения педагогической мысли России XVIII века.